Разборка коробки передач и дефектовка ее деталей. Разборка коробки передач и дефектовка ее деталей Сальники, в каком они должны быть состоянии

ВАЗ 2101, как и любой другой автомобиль, оснащается коробкой переключения передач. Во время эксплуатации транспортного средства с агрегатом могут возникать неполадки различного характера, устранить которые можно самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. При этом важно знать характер возникновения тех или иных поломок и последовательность действий при их устранении.

КПП ВАЗ 2101 - предназначение

Коробка переключения передач (КПП) ВАЗ 2101 - один из основных узлов автомобиля. Предназначение механизма состоит в том, чтобы преобразовывать крутящий момент, поступающий от коленчатого вала двигателя, и передавать его трансмиссии.

Устройство

На «копейке» устанавливалась коробка из четырёх передних передач и одной задней. Переключение между ступенями осуществляется путём перемещения рукоятки переключения скоростей, находящейся в салоне. На момент производства этот тип КПП считался одним из лучших, что было обусловлено минимальными потерями. Основными элементами коробки являются картер, механизм переключения и три вала:

  • первичный;
  • вторичный;
  • промежуточный.

Детали первичного вала КПП: 1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - подшипник; 4 - первичный вал; 5 - пружина синхронизатора; 6 - блокирующее кольцо синхронизатора; 7 - стопорное кольцо; 8 - подшипник

Составных частей в коробке немало, но при этом узел имеет относительно небольшие габариты. Чтобы было возможно разъединять коробку с двигателем, соединение выполнено через сцепление. Первичный вал агрегата имеет шлицы, посредством которых происходит его зацепление с фередом (ведомым диском). Крепление первичного вала внутри коробки выполнено на подшипниковых узлах: передний вмонтирован в заднюю часть коленвала, а задний размещён в картере коробки.

Видео: как разобрать коробку передач ВАЗ 2101

После разборки КПП необходимо промыть все элементы в солярке и выполнить дефектовку. Детали не должны иметь сколов и прочих дефектов. Поверхности штоков и валов, пригодных для дальнейшей эксплуатации, не должны иметь следов износа. Корпус КПП должен быть без трещин, в местах установки подшипниковых узлов не должно быть следов вращения деталей. Наличие на шлицах валов следов закусывания, коррозии и прочих дефектов является недопустимым. Если есть мелкие повреждения, их устраняют наждачной бумагой малой зернистости, после чего прибегают к полировке. Однако лучшим выходов из ситуации будет замена повреждённых деталей на новые.

Замена подшипников

Любые подшипники в механизмах автомобиля со временем изнашиваются, будь то роликовые или шариковые и коробка передач не исключение. Износ приводит к появлению люфта, возникают различные дефекты (раковины на шариках, разрывы сепараторов), что является недопустимым. Такая деталь, как подшипник, ремонту либо восстановлению не подлежит и заменяется на новую. Даже если не было признаков поломки этих элементов (шум, гул), а при дефектовке деталей КПП были обнаружены изъяны, подшипники нуждаются в замене.

Подшипник первичного вала

Если было выявлено, что подшипник первичного вала вышел из строя, то для его замены полностью разбирать коробку нет необходимости. Основное, что потребуется - это снять КПП с машины. После этого, демонтировав малое стопорное кольцо, упираемся отвёртками в большой стопор, выдвигаем подшипник и лёгкими ударами молотка выбиваем деталь с первичного вала. Запрессовывается новое изделие путём нанесения лёгких ударов по внутренней обойме подшипника. В процессе запрессовки первичный вал необходимо оттягивать вперёд.

Подшипник вторичного вала

Замена подшипника на вторичном валу КПП ВАЗ 2101 потребует не только снятия, но и разборки агрегата. Только в этом случае будет обеспечен доступ к детали. Удерживается элемент на вторично валу посредством шпонки, после извлечения которой можно демонтировать изношенную деталь. Установка нового изделия производится в обратной последовательности.

Замена сальников

Необходимость в замене сальников возникает при появлении течи масла из корпуса коробки передач. Из строя может выйти как передняя, так и задняя манжета. В этом случае уплотнители потребуется заменить.

Сальник первичного вала

Если были замечены признаки повреждения сальника первичного вала, т. е. появились следы течи смазки в области картера механизма сцепления, то вероятной причиной является выход из строя манжеты первичного вала. Течь масла может появиться также из двигателя при износе заднего сальника коленвала. Для того чтобы определить, откуда именно подтекает масло, можно попытаться выяснить это по запаху, поскольку моторная смазка отличается от трансмиссионной.

Описание и размеры

Сальник первичного вала коробки передач ВАЗ 2101 имеет такие размеры: 28x47x8 мм, что соответствует внутреннему и наружному диаметру, а также толщине обоймы.

Замена сальника первичного вала

Чтобы заменить манжету на первичном валу, потребуется демонтировать коробку с машины и снять картер сцепления. Затем, используя наставку, выбиваем из корпуса сальник и вынимаем его пассатижами. Для установки новой детали потребуется подходящая по размеру оправка и молоток.

Для замены сальника первичного вала потребуется демонтировать КПП, снять картер сцеления и выбить поврежденный элемент. Новая манжета устанавливается в обратном порядке

Сальник вторичного вала

При выходе из строя сальника вторичного вала появляются следы течи масла в задней части КПП. В этом случае деталь нуждается в замене.

Описание и размеры

Манжета вторичного вала имеет такие размеры: 32x56x10 мм. При покупке уплотнителя на эти параметры следует обращать внимание, чтобы по ошибке не взять деталь другой размерности.

Замена сальника вторичного вала

На вторичном валу коробки ВАЗ 2101, по сравнению с первичным, сальник меняется гораздо проще, поскольку в демонтаже агрегата нет необходимости. К предварительным мероприятиям относится снятие кардана вместе с эластичной муфтой. После этого выполняют следующие действия:

  1. Демонтируем центрирующее кольцо со вторичного вала.
  2. Снимаем стопорный элемент.
  3. Откручиваем гайку на 30.
  4. Снимаем фланец съёмником или сбиваем его молотком.
  5. Старый сальник поддеваем отвёрткой и извлекаем его из задней части КПП.
  6. Новую манжету запрессовываем подходящим отрезком трубы.

Видео: замена сальника на вторичном валу на «классике»

Замена синхронизаторов, шестерён КПП ВАЗ 2101

Каких-либо проблем в замене синхронизаторов, шестерён и других элементов коробки ВАЗ 2101 возникать не должно. Основная сложность при проведении ремонтных работ сводится к необходимости демонтажа агрегата с автомобиля и его разборки. Добравшись до нужного элемента в соответствии с пошаговой инструкцией, производят его снятие и замену на новое изделие, после чего коробку собирают в обратном порядке.

Масло в КПП ВАЗ 2101

Масло в коробке передач «копейки», как и в любом другом агрегате автомобиля, нуждается в периодической замене. Но прежде чем выполнить эту процедуру, нужно знать, когда и как его заменить и какую смазку использовать.

Какое масло заливать в коробку ВАЗ 2101

Сегодня существует широкий выбор трансмиссионных масел для автомобилей. Разница между ними заключается в применяемых присадках, а, точнее, в их классах. Существуют следующие классы маркировок: от GL 1 до GL 5. Для КПП ВАЗ 2101 оптимальным вариантом считается масло класса GL 5 со степенью вязкости 85W90 или 80W90. Такая смазка предназначена для гипоидных передач, обеспечивает хорошее смазывание трущихся элементов даже при высоких нагрузках. К тому же масло GL 5 можно использовать не только для коробки передач, но и для заднего моста. Из производителей предпочтение следует отдавать тем, кто подходит по ценовому показателю.

Проверка уровня масла

Чтобы коробка исправно функционировала, уровень масла в картере всегда должен быть оптимальным. Его необходимо периодически проверять. При нормальном уровне смазки в коробке он должен быть наравне с нижним краем отверстия для заливки. Объем масла в картере КПП ВАЗ 2101 составляет 1,35 л.

Как часто менять масло в коробке ВАЗ 2101

Трансмиссионное масло хоть и редко меняется, но все же нужно знать, когда эта процедура необходима. Как правило, на «классике» её производят через 40–60 тыс. км. пробега либо через 3 года с момента заливки.

Как слить масло

Чтобы слить масло с КПП ВАЗ 2101, потребуется шестигранный ключ и подходящая по объёму ёмкость, например, обрезанная пластиковая бутылка. При помощи шестигранника отворачивают пробку сливного отверстия, которое расположено в нижней крышке картера коробки и сливают масло.

Сливную пробку протирают от грязи и заворачивают на место. Кроме этого, нужно обратить внимание на слитое масло и, если в нём присутствует металлическая пыль, нужно будет в кратчайшие сроки заняться ремонтом коробки.

Как залить масло

Чтобы залить смазку в коробку передач, необходимо отвернуть пробку заливного отверстия ключом на 17 и очистить её от загрязнений. Масло заливают в нужном объёме при помощи специального шприца. Многие не отмеряют необходимый литраж смазки, а просто заливают её до тех пор, пока она не начнёт вытекать обратно. После заливки сразу же заворачивают пробку на место. Вместо шприца можно использовать самодельные приспособления, если есть желание и время на их изготовление.

Видео: замена масла в КПП на «классике»

Для чего нужна кулиса на коробке передач

Назначение кулисы в любой коробке передач - связь рычага переключения передач со штоком, подводящим к КПП. Несмотря на то что этот механизм имеет продолжительный срок эксплуатации, со временем детали изнашиваются. Как правило, проблемы возможны не ранее, чем через 100 тыс. км. пробега. Единственное, что может требовать более частой замены, это резиновые и пластиковые элементы стержня рычага КПП, которые используются для его соединения с рычагом на коробке.

Как снять кулису на ВАЗ 2101

Для демонтажа кулисы (короткого рычага, расположенного на коробке) на ВАЗ 2101 потребуется удалить длинный рычаг управления передачами и защитную накладку, расположенную на полу салона. Для снятия механизма необходимо извлечь резиновую манжету, а затем открутить крепёж шаровой опоры рычага. Во время извлечения нужно быть аккуратным, чтобы оттяжная пружина не спала. Если снять кулису таким образом не удастся, потребуется демонтировать заднюю крышку коробки, на что уйдёт немало времени и сил. Снимают кулису, как правило, во время ремонта коробки, и то не всегда.

Как поставить кулису

Установка механизма управления передачами производится в обратной последовательности. Кулиса уплотняется прокладкой и, если уплотнитель находится в плохом состоянии, лучше его заменить, что исключит попадание грязи внутрь коробки и возможное подтекание масла.

Регулировка кулисы

Кулиса на коробке передач ВАЗ 2101 имеет простую конструкцию и каких-либо регулировочных работ при ремонте либо замене детали не требуется.

Обслуживание и ремонт КПП ВАЗ 2101 вполне по силам каждому автовладельцу, что обусловлено несложной конструкцией механизма. Единственное - для проведения мероприятий, связанных с демонтажем узла, желательно позвать помощника, поскольку коробка является довольно тяжёлым механизмом и самостоятельно снимать её с автомобиля будет нелегко и небезопасно. При правильном и своевременном обслуживании КПП в течение продолжительного времени не будет доставлять каких-либо проблем.

Работать удобнее вдвоем.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ


Снимаем коробку передач.
Заворачиваем на место заливную и сливную пробки.

Снимаем муфту с подшипником и поролоновые кольца передней крышки.

Снимаем опору силового агрегата.
Снимаем выключатель света заднего хода (см. Замена выключателя света заднего хода).
Снимаем привод спидометра (см. Замена привода спидометра).

Ключом «на 12» отворачиваем три болта крепления крышки подшипника (болты установлены на герметике).

Снимаем крышку с прокладкой.

При последующей ее установке обратите внимание на совпадение масляного дренажного канала в крышке и отверстия в картере.

Поддев отверткой, вынимаем из крышки манжету первичного вала (при разборке коробки передач заменяем все манжеты независимо от их состояния).

Оправкой или подходящей по диаметру головкой запрессовываем новую манжету.

Ключом «на 13» отворачиваем и вынимаем болт крепления втулки оси шестерни заднего хода к переднему картеру.

Тонкой отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала.

Ключом «на 12» отворачиваем и снимаем сапун.

Ключом «на 12» отворачиваем десять болтов, соединяющих передний и задний картеры (два болта, проходящие через установочные втулки, длиннее остальных).

Осторожно постукивая молотком через латунную оправку, расстыковываем передний и задний картеры.

ВНИМАНИЕ
При этом нельзя наносить удары по торцу первичного вала, так как будут повреждены синхронизаторы.

Разъединяем картеры коробки передач.

Осторожно, стараясь не повредить, снимаем уплотнительную прокладку.


Вынимаем из расточки под подшипник промежуточного вала в переднем картере регулировочные прокладки (их может и не быть). В этом случае осевой зазор в подшипниках устанавливается только межкартерной уплотнительной прокладкой.

Проворачивая первичный вал, включаем передачу заднего хода (продвигаем вперед шток V передачи и заднего хода).

Ключом «на 10» отворачиваем болты крепления трех вилок переключения передач.

Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления корпуса рычага переключения передач.

Снимаем корпус рычага с прокладкой.

Ключом «на 12» отворачиваем болты крепления пластины фиксаторов штоков.

Снимаем пластину с прокладкой.

Вынимаем три пружины и три шарика фиксаторов включения передач (их можно вынуть намагниченной отверткой или перевернув коробку).

Вынимаем шток I-II передачи (чтобы не перепутать при сборке, сразу надеваем на шток вилку и крепим ее болтом).

Вынимаем шток V передачи и передачи заднего хода, надев на него соответствующую вилку.

Вынимаем шток III-IV передач. Из штока извлекаем штифт блокиратора.

Чтобы не выпали плунжеры блокиратора, вставляем в отверстия штоков трубочки, свернутые из плотной бумаги.

Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления оси шестерни заднего хода к заднему картеру.

Щипцами раздвигаем усики стопорного кольца заднего подшипника вторичного вала и, постукивая медным молотком по заднему торцу вторичного вала,…

…вынимаем комплект валов вместе с осью и шестерней заднего хода.

Разъединяем первичный и вторичные валы.


Снимаем синхронизатор IV передачи и вынимаем 14 роликов передней опоры вторичного вала.
Шестерни, синхронизаторы и другие детали, расположенные на первичном и вторичном валах, похожи друг на друга, поэтому для облегчения последующей сборки следует аккуратно раскладывать их в порядке снятия.

Двумя тонкими отвертками или специальными щипцами разжимаем и снимаем с первичного вала стопорное…

И пружинное кольца.

Бородком (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) спрессовываем подшипник первичного вала.

Аналогично снимаем оба подшипника промежуточного вала.


Установив вторичный вал вертикально в тисках через мягкие прокладки,...

Снимаем стопорное…

… и пружинное кольца ступицы муфты включения III-IV передач.

Снимаем муфту в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора.


Этот комплект лучше не разбирать, но если такая необходимость возникла, пометьте взаимное положение деталей.

ВНИМАНИЕ
Муфты включения передач не симметричны, поэтому они устанавливаются только в одном положении.

Снимаем кольцо синхронизатора…

…и шестерню III передачи вместе с пластмассовым сепаратором и роликами.

Отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо…

…и два упорных полукольца.

Намагниченной отверткой вынимаем стопорный шарик полуколец.

Снимаем шестерню II передачи с подшипником.

Снимаем кольцо синхронизатора II передачи.

Снимаем стопорное кольцо.

Снимаем муфту включения I-II передач…

…и кольцо синхронизатора I передачи.

Снимаем шестерню I передачи с подшипником.
Дальнейшую разборку вторичного вала проводим с другого конца.

Поддев тонкой отверткой, снимаем стопорное…

…и пружинное кольца.

Снимаем ведущую шестерню привода спидометра…

…и вынимаем ее стопорный шарик.

Двумя монтажными лопатками или специальным съемником снимаем задний подшипник вторичного вала.

Снимаем упорную шайбу.

Вынимаем плоскогубцами штифт.

Снимаем шестерню V передачи с подшипником…

…и синхронизатором.

Снимаем дистанционное кольцо.

Специальными щипцами и отвертками снимаем пружинное кольцо и затем …

…муфту включения V передачи и заднего хода.

Снимаем кольцо синхронизатора.

Снимаем шестерню передачи заднего хода с подшипником.


Извлекаем из удлинителя заднего картера две манжеты (см. Замена манжет).
Перед сборкой проверьте состояние деталей коробки передач.
На деталях картера не допускается наличие трещин любой формы и длины. Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач и сталебаббитовая втулка удлинителя заднего картера должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа. Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку. Прокладки картера должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов изнашивания, задиров и наволакивания металла. Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий. Незначительные следы задиров, а также возможной коррозии (на шлицах) устраните бархатным напильником, очень мелкой шкуркой, а шейки валов отполируйте тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов не допускаются сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций. На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы. Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы. Вообще, после пробега около 100 тыс. км шариковые подшипники лучше заменить на новые, независимо от их состояния. Манжеты скользящей вилки карданного вала и манжету первичного вала также заменяем независимо от их состояния.
Перед сборкой тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе, резьбовые отверстия картера обезжириваем ацетоном или растворителем для нитрокрасок. Трущиеся поверхности механизма переключения передач, сталебаббитовую втулку, манжеты и шлицы вторичного вала покрываем смазкой ШРУС-4, остальные - трансмиссионным маслом.
Подшипники и их гнезда перед сборкой следует также смазать трансмиссионным маслом.
Собираем коробку в обратной последовательности. Для обеспечения сборки бессепараторных подшипников их ролики обильно покрываем любой пластичной смазкой.
При сборке все валы устанавливаем в задний картер коробки передач одновременно. Для облегчения этой операции валы можно связать шнуром.

ВНИМАНИЕ
Толщина прокладки между картерами коробки передач определяет величину осевого зазора в подшипниках промежуточного вала. Поэтому устанавливаем ее обязательно, смазав для надежности тонким слоем герметика. Герметиком следует смазать и все другие картонные прокладки коробки передач.

Болты, соединяющие детали картера, при сборке следует обезжирить и покрыть резьбу герметиком. После установки агрегата на автомобиль не забудьте залить в коробку 1,2 л трансмиссионного масла (до уровня заливного отверстия).

Предлагаю вашему вниманию статью по ремонту 5 ступенчатой КПП нового образца (так называемый "разорванный пакет")
Часть фоток процесса будет повторяться,прошу сильно не пинать,фотки в основном делались при сборке,так как КПП и детали были отмыты,и фотик остался чистым:).
Какой инструмент потребуется дополнительно? Фиксатор первичного вала (я сделал из старой ступицы ведомого диска сцепления), высокая головка на "30" для отворачивания гайки вторичного вала,пара мощных отверток,съемник стопорных колец, ударная отвертка с молотком и,в идеале, динамометрический ключ.

Вряд ли у кого под рукой окажется специальный стенд для ремонта КПП,в принципе и на столе можно перебрать, а ещё можно её в тиски аккуратно зажать.
Итак,сливаем масло с КПП,снимаем КПП с машины,снимаем эластичную муфту,заднюю подушку КПП вместе с траверсой и вынимам вилку сцепления с пыльником и выжимным.
Тщательно очищаем КПП от грязи при помощи щетки по металлу,подходящим инструментом типа отвертки,в идеале продуваем компрессором.

Хоть масло и слито,всё равно в КПП осталось немного масла,так что учитываем этот факт при разборке.
Снимаем нижнюю крышку КПП.

Снимаем резиновый пыльник муфты со вторичного вала,стопор со вторичного вала,при помощи подходящей выколотки выбиваем центрирующую втулку муфты.Если не удается "подцепить" втулку, то отворачиваем гайку вторичного вала насколько возможно и заворачиваем её обратно.
Втулка при этом почти слезет с насиженного места.Включаем любую передачу,фиксируем первичный вал,и откручиваем гайку вторичного вала на "30".Снимаем конусную пружинную шайбу.

Если под рукой нет фиксатора первичного вала,то можно воспользоваться алюминиевой ложкой,вставив её ручку между шестернями первичного и промежуточного валов. Не стоит бояться за шестерни,люминь им не повредит.
Снимаем фланец эластичной муфты.

Отворачиваем выключатель фонарей заднего хода. Не потеряйте медную уплотнительную шайбу.

Включаем вторую передачу и снимаем корпус рычага переключения передач,отвернув три гайки по наружнему радиусу.

Отворачиваем две гайки крепления кронштейна штанов к КПП

Снимаем кронштейн и вынимаем находящийся под ним закладной болт с четырехгранной головкой.

Отворачиваем пять гаек крепления задней крышки снаружи и одну внутри.

Снимаем заднюю крышку,иногда слегка приходится пристукнуть молотком.Подшипники могут при этом разъединиться,
часть подшипника остается на валу,часть в задней крышке,не страшно.

Снимаем со вторичного вала внутреннее кольцо подшипника (далее по тексту П.),затем снимаем шестерню привода спидометра.
АХТУНГ! Под шестерней привода есть маленький шарик,не потеряйте!

Снимаем маслоотражательную шайбу.Осматриваем её,был случай,когда шайба слезла со втулки.

При помощи отвертки выставляем шток переключения 1-2 передач в нейтральное положение.
Фиксируем первичный вал и страгиваем с места головкой на "17" болт крепления блока шестерен.Дальше он пойдет от руки,
но пока его не отворачиваем.

Теперь надо снять кожух сцепления (он же колокол). Отворачиваем одну гайку на "13" и шесть гаек на "17".

Снимаем,убираем в сторону.На первичном валу,либо в колоколе остается пружинная конусная шайба.
Осматриваем её на предмет протёртости,трещин.Иногда вместо конусной шайбы может стоять толстое кольцо.

Удерживая первичный вал фиксатором,отворачиваем передний болт промежуточного вала (далее промвал) головкой на "19".

Откручиваем два болта пластины,удерживающую пружины фиксаторов штоков переключения передач.

Под пластиной расположены три пружины,две одинаковые по длине (для штоков 1-2 и 3-4 передач) и одна подлиннее (для штока 5 передачи и заднего хода).
Вынимаем пружины.

Под пружинами находятся три шарика,они в масле,сами не выпадают,но всё же приглядывайте за ними
в процессе дальнейшей разборки.

Теперь отворачиваем болт блока шестерен и вынимаем его. Теперь вынимаем блок шестерен.Движение назад и вбок.
Шестерни 5 передачи при этом немного отходят назад.

Между блоком шестерен и задним П. промвала установлено дистанционное кольцо.Оно иногда прилипает к блоку шестерен
и в самый неподходящий момент отпадывает.

Снимаем с вторичного вала шестерню 5 передачи в сборе с штоком переключения 5 передачи,с шестеренкой З.Х.,муфтой.

Снимаем дистанционное кольцо.

При помощи подходящего тонкого предмета выталкиваем из гнезда шарик фиксатора.Я использую трубочку от ВД 40,она гибкая.

Теперь щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора V передачи и снимаем его.

Снимаем со вторичного вала коробки передач ступицу.

Снимаем пружинную шайбу.Она обращена в сторону шестерни З.Х.

Снимаем шестерню заднего хода

Теперь надо снять промвал.Для этого надо снять передний подшипник.
Иногда достаточно отвертками зацепиться за стопорное кольцо и П. вылезет.

Иногда он не хочет слазить,тогда приходится закрутить болт несколько витков в промвал и,создав упор отверткой,слегка
постучать молотком по болту и сдвинуть подшипник с места.Иногда подшипник разбирается,не страшно,его можно собрать.

Теперь снимаем задний П. промвала,вытолкнув его из корпуса отверткой.

Вынимаем промвал.

Отворачиваем болт крепления вилки 3-4 передач к штоку переключения 3-4 передач головкой на "10".

АХТУНГ! В штоке переключения расположен маленький блокировочный сухарь.При вытаскивании штока может выпасть.

Вытаскиваем шарик фиксатора.

Отворачиваем болт крепления вилки 1-2 передач к штоку переключения 1-2 передач головкой на "10".

Вынимаем шток и одновременно вытаскиваем вилку.

Затем извлекаем блокировочный сухарь из корпуса КПП.

Вытаскиваем шарик фиксатора.

Вынимаем первичный вал.

Извлекаем игольчатый подшипник.Осматриваем поверхности трения игольчатого П.внутри первичного вала и на вторичном валу.
Если есть следы выкрашивания,то вал придется менять.

Отмываем подшипник и внимательно осматриваем его,беговая дорожка и шарики не должны иметь следов выкрашивания,питтинга
Смазанный маслом подшипник должен вращаться тихо,без заеданий и шума.
Вот так выглядит изношенная беговая дорожка-причина шума

Если возникла необходимость заменить подшипник,то:
Снимаем стопорное кольцо с наружней обоймы подшипника

При помощи съемника снимаем стопорное кольцо,если не слазит с насиженного места,то сбиваем выколоткой,
снимаем пружинную шайбу

Выпрессовываем подшипник и напрессовываем новый.Стопорное кольцо осаживаем на место при помощи бородка
ударом вдоль вала

При помощи ударной отвертки и молотка страгиваем с места и отворачиваем три винта стопорной пластины.

Винты при отсутствии повреждений можно использовать заново,а вот корончатые шайбы всегда при сборке ставим новые.
Снимаем стопорную пластину.

Извлекаем подшипник из корпуса КПП в сборе со стопорной шайбой.

Удерживая на валу шестерни вытаскиваем вторичный вал в сборе из корпуса КПП.

Отмываем корпус.

Вот так выглядит снятый вторичный вал в сборе.

Снимаем с вала муфту 3-4 передачи,осматриваем муфту.Забоин на зубчиках быть не должно.
Теперь разбираем вторичный вал для осмотра 1 и 2 передач.Все детали просто снимаются с вала.
Иногда ступица 1-2 передач может сидеть достаточно плотно,пара легких ударов по шестерне 2-ой передачи и ступица слезет.
Вот так выглядят снятые со вторичного вала детали 1 и 2 передач.

Если надо получить доступ к шестерне 3 передачи и блокирующему кольцу,то разбираем вал в следующем порядке:
Зажимаем вал в тисках через тряпку.

Разжать стопор не получиться,сбиваем его с места выколоткой,кольцо само выскочит.

Снимаем пружинную шайбу.

Снимаем ступицу муфты.

Снимаем шестерню 3 передачи в сборе.

Меняем изношенные детали.

Ставим на место шестерню,ступицу,пружинное кольцо.

При помощи съемника стопорных колец максимально близко ставим стопорное кольцо к его месту на валу.

При помощи выколотки ударом сверху и по периметру кольца засаживаем стопорное кольцо на место.

Осматриваем шестерни,зубчики не должны иметь забоин,грани должны быть острыми

Осматриваем шестерни,сколы зубьев не допускаются.
При покупке новой шестерни обратите внимание на зубья самой шестерни - забоин и прочих дефектов быть не должно.
Попадались новые шестерни с забоинами,вследствие чего шум был обеспечен.
Осматриваем блокирующее кольцо синхронизатора,на нем не должно быть отметин от муфты (насечки по кольцу или же проточка кольцеобразная)
На фото слева изношенное кольцо,справа новое

Для замены блокирующего кольца прижимаем кольцо к шестерне (сжав пружину)
и съемником разжимаем стопорное кольцо

Снимаем стопор и блокирующее кольцо

Ставим новое кольцо,собираем обратно,проверяем лёгкость перемещения,заедать не должно.

Осматриваем муфту-забоин на зубчиках,следов износа в проточке под вилку быть не должно
Изношенная муфта

Новая муфта

Осматриваем вилки переключения.Износ на рабочей поверхности вилки не допускается.
Для сравнения-новая и изношенная вилка



Меняем сальник первичного вала.
Со стороны сцепления через отверстие в направляющей втулке выжимного подшипника подходящей по диаметру выколоткой
выбиваем сальник.

Тщательно очищаем,обезжириваем,смазываем тонким слоем герметика,
сажаем сальник на место при помощи головки на "32".

Изучаем опорный "солдатик" вилки сцепления на предмет износа.
Осматриваем пружинную упорную шайбу (износ опорных поверхностей,трещины не допускаются).

Наносим немного литола на посадоное место шайбы и ставим её на место.При помощи литола шайба "приклеена" и не выпадет при сборке.

Займемся теперь задней крышкой.
Как правило в ней остается обойма одного или двух подшипников.Да и сальник тоже надо менять.
Выбиваем при помощи удлинителя заглушку.

Выбиваем сальник при помощи отвертки.

При помощи отвертки и молотка выбиваем подшипники из корпуса задней крышки.П. сидят без натяга,поэтому выбиваются легко.

Отмываем корпус,обезжириваем посадочные места сальника и заглушки.
На посадочные места сальника и заглушки наносим герметик.
Запрессовываем сальник и заглушку.

Для выполнения работ по разборки коробки передач автомобиля ваз 2107 потребуется фиксирующий клей, ударная отвертка, трехзахватный съемник, сальники первичного и вторичного валов, комплект прокладок, динамометрический ключ.

Разборка коробки передач ваз 2107
1. Сливаем масло из коробки передач (см. «Коробка передач ваз 2107 - проверка уровня и замена масла»).
2. Снимаем с автомобиля ваз 2107 коробку передач (см. «Коробка передач ваз 2107 - снятие и установка»).
3. Очищаем щеткой и промываем наружную поверхность коробки передач керосином или уайт-спиритом.
4. Снимаем с коробки передач муфту выжимного подшипника и вилку выключения сцепления (см. «Детали сцепления ваз 2107 - снятие и установка»).
5. Отсоединяем эластичную муфту карданного вала от фланца на вторичном валу коробки (см. «Карданная передача автомобиля ваз 2107 - разборка и сборка»).
6. Снимаем фланец эластичной муфты с вторичного вала коробки передач (см. «Сальник вторичного вала ваз 2107 - замена»).
7. Отсоединяем опору силового агрегата с поперечиной от задней крышки коробки передач (см. «Опоры (подушки) силового агрегата ваз 2107- замена»).
8. Снимаем привод спидометра (см. «Привод спидометра ваз 2107 - замена»).
9. Снимаем выключатель фонарей заднего хода (см. «Выключатель фонарей заднего хода ваз 2107 - проверка и замена»).
10. Снимаем с шаровой опоры рычага переключения передач манжету.
11. Ключом на 10 мм отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач к задней крышке картера.
12. Снимаем со шпилек корпус рычага и уплотнительную прокладку А под ним.
13. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем две гайки крепления кронштейна приемной трубы системы выпуска отработавших газов.

Самостоятельное проведение ремонтных работ КПП на ВАЗ 2110 не так трудно, как кажется. Для этого понадобится ящик с инструментами, новые комплектующие взамен пришедших в негодность, инструкция по эксплуатации и ремонту, кроме того, помогут разобраться в предстоящем деле просмотр пары видео на эту тему и эта статья.

Для того чтобы вникнуть в суть дальнейших манипуляций, потребуется ознакомиться со строением и функциями коробки переключения передач, укомплектованной в отечественную марку авто ВАЗ 2110.


Коробка передач: 1 — задняя крышка картера коробки передач; 2, 44 — гайки; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — упорная пластина; 5, 40 — стопорные кольца подшипников; 6 — шариковый подшипник первичного вала; 7 — ведущая шестерня четвертой передачи; 8 — картер коробки передач; 9 — первичный вал; 10 — ведущая шестерня третьей передачи; 11 — ведущая шестерня второй передачи; 12 — шестерня заднего хода; 13 — ведущая шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник; 15 — сапун; 16 — сальники первичного вала; 17 — картер сцепления; 18 — роликовый подшипник вторичного вала; 19 — маслосборник; 20 — ведущая шестерня главной передачи; 21 — пластмассовая ведущая шестерня привода датчика скорости; 22, 32 — сальник привода; 23, 30 — роликовый конический подшипник дифференциала; 24 — привод датчика скорости; 25 — коробка дифференциала; 26 — сателлит дифференциала; 27 — ось сателлитов; 28 — полуосевая шестерня; 29 — ведомая шестерня главной передачи; 31 — регулировочное кольцо; 33 — ведомая шестерня первой передачи; 34 — синхронизатор первой и второй передач; 35 — ведомая шестерня второй передачи; 36 — ведомая шестерня третьей передачи; 37 — синхронизатор третьей и четвертой передач; 38 — ведомая шестерня четвертой передачи; 39 — шариковый подшипник вторичного вала; 41 — втулка; 42 — ведомая шестерня пятой передачи; 43 — синхронизатор пятой передачи.

Принцип действия КПП:

  • Стабильную деятельность переключения передач обеспечивает первичный вал, состоящий из блока шестерней. Эти детали всегда сцеплены с ведущими шестерёнками 1-5 передач.
  • Управляющая шестерня главной передачи встроена во второй вал. Размещенные на нем синхронизаторы ответственны за движение вперед ведомых зубчаток. Рядом соседствуют подшипник и маслосборник.
  • Управляемое зубчатое колесо главной передачи прикрепляется к двухсателлитному дифференциалу десятки посредством фланца коробки.
  • Привод оснащен механизмами для выбора передач и их переключения, тягами, штоком выбора, шаровыми опорами и ручкой для переключения.
  • Вылет скорости предотвращает реактивная тяга, концы которой крепятся к двигателю и опоре.

В большинстве случаев снятие коробки не способствует нормализации ее деятельности. При планировании замены подшипников или других ремонтных операций обычная регулировка ни к чему не приведёт.

Для десятки типичны обстоятельства нарушений в смене скоростей или их выбивает. Для устранения неприятных происшествий в ее строении предусмотрен механизм, регулирующий привод выбора передачи.

Регуляция необходима если:

  • Некоторое время назад на первичном вале были установлены новые подшипники или прочий ремонт, который требовал изъятия КПП на ВАЗ 2110.
  • Отмечается стабильный вылет скорости.
  • Скорости выбиваются в движении машины либо переключение их весьма затруднено.

Регулировочных мероприятий при наличии одной из проблем, описанных выше, будет не избежать. Однако это лучше комплексного ремонта или демонтажных работ.

Стабилизация функций выполняется так:

  1. Необходимо немного ослабить гайку с болтом, находящиеся внизу авто. Они стягивают хомут крепления тяги коробки.
  2. Используя обычную отвертку, требуется немного раздвинуть пазы тяги, таким же способом нужно расширить отверстие в хомуте. Таким образом тяга легче передвинется к штоку выбора скорости. Сам шток должен быть установлен в нейтраль.
  3. Понадобится убрать с ручки КПП чехол.
  4. Важно выставить рычаг, ориентируясь на шаблон. Для этого шаблон встраивается в окно накладки кронштейна, блокирующего заднюю передачу. После в пазовое отверстие шаблона вставляется упор оси рычага, который прижимают в поперечном направлении без приложения значительных физических усилий.
  5. При помощи поворота влево настраивается осевой люфт и регулируется осевой люфт штока в заднем направлении.
  6. Хомут возвращается на место и крепко затягивается болтом, но до конца тяги оставляется пространство в пару мм.

Ремонтные работы

В случаях, при которых регулировка не принесла долгожданного результата, приходится прибегнуть к ремонту коробки передач на ВАЗ своими руками. Одной из наиболее распространенных сложностей выступает выбивание шестеренок, несущих ответственность за 1-2 скорости.

Обязательно следует убедиться в работоспособности каждого фиксатора при демонтаже. Фиксаторы - 3 пружины, каждая из которых различается по длине от большего к меньшему и отвечает за отведенные им передачи. Первая и самая длинная опекает 1 и 2 скорости и так далее.

Как разобрать и собрать коробку передач ваз 2110

Продолжение смотрите в видео:

Автолюбители, имеющие в своем распоряжении модель ВАЗ 2110, фиксируют некоторое количество обыденных неисправностей у КПП данного средства передвижения, например, не срабатывает задняя скорость, или она вылетает и тому подобное. Так какие же неудобства доставляет коробка, укомплектованная в десятку отечественного производства, для владельцев машины?

Проблема первой скорости

Существуют трудности при включении или вылеты. Этому благоприятствуют несколько предпосылок:

  • Синхронизатор оказался более непригодным к дальнейшему эксплуатированию.
  • Фиксаторная пружина лопнула или пришла в негодность вследствие брака или мелких повреждений.
  • Изменение скоростей осуществляется самостоятельно без участия водителя по причине разболтанности рычага.
  • Подлежат неотложной замене вышедшие из строя вилка или шток.

Проблема второй передачи

Повсеместные случаи ее выбивания или возникновение препятствий при попытке переключения на нее. Основаниями для появления помех могут послужить:

  • Зубцы шестерней, которые перестали цепляться за муфту переключения скоростных режимов.
  • Наконечники зубцов истерлись, истрепались и обветшали, что является значительными преградами к слаженному функционированию механизма включения скоростей, в дальнейшем дело может дойти до вылетов. Поэтому стоит в срочном порядке провести диагностику неисправности и последующий ремонт ВАЗ 2110.
  • Выбивание передачи при наскоке на кочки или выемки происходит из-за постепенного выхода из строя сцепления.

В единичных случаях устранить возникшую проблему со 2 передачей поможет смена пружины фиксатора. Но собственноручные ремонтные мероприятия и регулировка не принесут желаемого избавления от трудностей при постоянных ситуациях с вылетами и затруднительными переключениями. Понадобится полная замена КПП или же обширные ремонтные работы квалифицированным специалистом, потому как заменить сальники своими руками еще есть возможность, а самостоятельно отремонтировать непригодный для эксплуатации механизм уже проблематично для простого обывателя.

Стоит ли делать ремонт кпп ваз 2110 самому?

Хотя и присутствие соответствующих знаний и умений, а также большого багажа опыта предоставляет все шансы на индивидуальную диагностику и следующий за этим ремонт КПП своими руками, но при малейших сомнениях рациональным решением станет обращение в проверенный и надежный сервисный центр с профессиональными работниками.

Там будет организована проверка общего состояния автомобиля и его комплектующих, в ходе которой подлинные виновники постоянно возникающих нарушений выявляются и устраняются. Несмотря на достаточные вложения финансовых средств, к коробке передач десятки вновь вернутся ее задачи по обслуживанию транспорта. При окончательном истечении срока эксплуатации предлагается изъять дефектную составляющую и заменить ее на новую, купить которую возможно самому от 8 тыс. рублей или установить прямо на СТО.