Нужно ли заводить часы с автоподзаводом? Основные причины неисправности наручных механических часов и их устранение Как заводить механические часы с автоподзаводом

Часы - это творение опытных часовых мастеров, которые потратили массу времени, чтобы собрать их механизм. Но, для того чтобы этот механизм служил нам долго, необходимо постоянно и правильно следить за ним. Как заводить часы правильно вы узнаете, прочитав эту статью.

Большинство механических часов имеют запас хода меньше двух суток, поэтому нужно заводить часы ежедневно. Желательно выбрать одно и тоже время для завода механизма, тогда суточная погрешность времени будет одинакова. Часы нежеластатительно заводить на запястье, лучше предварительно снять их с руки, тогда давление на заводную коронку будет исключено. Она является самой уязвимой часовой деталью.

Заводить часы можно двумя способами: поворачивать головку вперед или вперед - назад. Предпочтительней использовать первый способ, так как меньше изнашивается заводной триб и кулачковая муфта. Хотя если число оборотов меньше при вращении стрелок назад, можно применить и этот способ. К тому же, тогда смазка в механизме будет распределяться равномерно.

Исключением являются часы с календарем и другими усложненными функциями. Когда задействован механизм календаря, не желательно вращать стрелки назад - могут сбиться настройки.

При установке времени, нужно крутить стрелки не одним беспрерывным движением, а прерывисто. Если календарь устанавливаете вручную, делать это надо плавными движениями. Часовые механизмы рассчитаны на медленную, равномерную скорость.

Заводить часы с автоподзаводом нужно только при необходимости. Большинство часов с автоподзаводом не требуют такого постоянного внимания. К тому же, если заводная пружина будет постоянно натянута, это может привести к быстрому износу часов. Когда заводите часы вручную, негромкое пощелкивание оповещает о том, что пружина заведена до упора. В часах с автоподзаводом хвостик пружины не закреплен полностью, а соединен со специальной пластиной, которая работает как тормозная колодка. Когда усилие завода часов больше необходимого, эта колодка движется по внутренней стенке заводного барабана, создавая эти щелчки. Такое устройство защищает детали механизма от поломки. Однако время от времени автоматы все же надо заводить. Такая процедура позволит равномерно распределить смазку по механизму и уплотнителю головки.

Никогда не применяйте силу, когда вытягиваете головку, чтобы завести часы. Вытягивать ее нужно плавно круговыми движениями, это поможет выровнять связывающее колесо перевода стрелок и кулачковую муфту. Возвращать на место головку надо также нежно.

Если часы стало труднее заводить и стрелки переводятся с усилием, значит механизм нуждается в смазке. А когда стрелки при заводе стали поворачиваться с меньшим усилием - ослабилась посадка минутного триба и его нужно отрегулировать.

Придерживаясь этих простых правил эксплуатации часов, Вы сможете долгие годы наслаждаться безукоризненной работой часового механизма.

Сегодня наручные механические часы - это большая редкость, и многие не знают, как их заводить. Такие часы уже успели стать раритетом, а те редкие экземпляры (да еще и в хорошем состоянии), которые попадают в наши руки, необходимо беречь как зеницу ока. Этот механизм может иметь различное строение, поэтому и требует разного подхода. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как заводить часы с различными механизмами

Любые часы нужно заводить спокойно и не торопясь, чтобы не повредить колесико и коронку завода - это крайне уязвимые детали. Для некоторых видов часов важна периодичность и соблюдение точного промежутка между подзаводами. Ниже представлены рекомендации, которые помогут разобраться, как заводить часы с различными механизмами.

Как заводить механические часы

Совсем несложно научиться правильно заводить механические часы, причем как женские, так и мужские. Главное, делать это нужно регулярно, изо дня в день, в одни и те же часы. Многие люди считают, что завод требуется только по утрам, но это не совсем так. Причем совсем неважно, когда заводить механизм, важно делать это приблизительно в одно и тоже время.

Как заводить часы с автоподзаводом

Не составит труда заводить часы с автоподзаводом, ведь в них механизм не такой требовательный. Поэтому часы идеально подойдут для ежедневного ношения. Делать такой же завод, как и у механических часов (регулярно в одно и тоже время), в часах с автоподзаводом не требуется. Заводить их можно через день, так как они могут «ходить» до 48 часов.

  • Заводить часы, как механические, так и те, которые обладают механизмом автозавода, можно только крутя стрелки вперед, двигая заводное колесико до упора. Что до установки стрелок, то крутить колесико при этом можно как против, так и по часовой стрелке, в ту сторону, куда будет меньше оборотов;
  • Если необходимо установить время, то круговые движения нужно делать прерывистыми (по несколько оборотов), а не одним непрерывным поворотом. Часовые мастера утверждают, что это поможет уберечь минутную шестеренку от поломки;
  • Если часы оснащены календарем, его накручивать нужно также плавными и неспешными движениями. Механизм устройства очень «нежный» и не рассчитан на слишком высокую нагрузку;
  • Заводить часы можно двумя способами, и оба они будут правильными. Первый из них - вращать заводное колесико лишь вперед, и второй - туда-сюда, то есть - вперед-назад. При этом следует отдать предпочтение первому варианту, ведь в этом случае не изнашиваются заводные шестеренки и кулачковая муфточка. Использование второго варианта завода также не навредит часам, поскольку при вращении колесика вперед-назад, происходит должная смазка всех деталей механизма;
  • Недопустимо прикладывать слишком большую силу при вытаскивании колесика завода. Если при этом чувствуется сопротивление, головку нужно вращать очень плавно, при этом нежно вытягивая ее. Это движение поспособствует регулировке кулачковой муфты и других деталей механизма перевода стрелок;
  • Чтобы вернуть головку колесика на место, следует, вращая, также без особых усилий, утопить ее ближе к основанию часов;
  • Если кручение заводного колесика происходит с усилием, то перед тем, как завести наручные часы, можно отдать их мастеру по ремонту часов, чтобы он смазал механизм. Это убережет изделие от поломок.

Механические часы от известных производителей – предмет настоящей гордости владельца, статусная вещь, способная надежно служить десятилетиями. Однако умение правильно заводить “механику” способно значительно продлить срок ее жизни, избавив обладателя от проблем с починкой.

Как правильно заводить механические часы?

Каждые механические часы, брендовые и не очень, приобретенные в магазине либо через интернет, должны сопровождаться инструкцией от производителя. В первую очередь рекомендуем ознакомиться с ней, так как некоторые модели могут иметь специфические особенности обслуживания. Общие рекомендации заключаются в следующем:

  • Механические часы заводят, удерживая обеими руками. Поэтому перед процедурой их рекомендуется снять, чтобы избежать лишнего давления (как следствие -деформации, выхода из строя) на коронку завода.
  • Стоит заводить часы в одно и то же время, например утром или вечером. Суть данного правила проста – суточная погрешность ежедневно останется одинаковой.
  • В среднем, полный поворот головки часов заводит их на один час. Сделать можно максимум 35-50 поворотов. Современные модели устройств, зачастую, оборудованы специальным механизмом, благодаря которому невозможно переусердствовать с заводом и сломать часы. Однако испытывать тонкие детали на прочность таким образом тоже не стоит.
  • Часы с автоподзаводом можно не заводить вручную. Эта функция отведена ротору, работа которого осуществляется благодаря движению конечности, на которую надет аксессуар. Многим часам с подобным механизмом хватает 8 часов ношения, чтобы “зарядиться” на одни-двое суток.
  • Если часы с автоподзаводом остановились от длительного перерыва в использовании, их следует завести вручную, сделав пять-десять поворотов головки. Больше 20 вращений делать не нужно. Также следует помнить, что определенные модели часов заводятся исключительно от движения (например Orient).
  • Бывает так, что владелец носит часы с автоподзаводом от случая к случаю, но не желает видеть их всегда в рабочем состоянии, без лишнего ручного обслуживания. Считается, что частый ручной дозавод часов с автоподзаводом быстрее изнашивает их механизм. Для таких случаев созданы виндеры – специальные коробки для хранения устройства, в которых часы постоянно двигаются.
  • Вращение головки завода не должно быть сплошным или рывкообразным. Поворачивайте ее не спеша, плавно, короткими движениями.
  • Головку завода крутят только вперед. Обратное движение, если оно возможно, отвечает за распределение смазочного вещества по механизму.

Нет смысла подзаводить часы в течение дня, если вы и так совершаете данное действие на регулярной основе, в избранное время суток. Устройство также не нужно заводить дополнительно при смене времени и корректировке календаря.

Время – деньги, время – это самая большая ценность, это невосполнимый и в то же время бесконечный ресурс. Время – это то чего всегда не хватает. И все, что мы можем поделать с ним – это не тратить попусту и по возможности контролировать. Не регулировать, а просто следить, отмеряя условными отрезками, величинами и обозначениями. Это понимание пришло к человечеству очень давно, и с тех пор часы не покидают нашей повседневности. Городские и наручные, механические и электронные. В последнее время мода и практическая целесообразность заставляет большинство людей совмещать часы с другими бытовыми устройства, сверяя время с телевизором, мобильным телефоном и даже микроволновкой. Но элегантные и стильные механические часы по-прежнему украшают запястья тех, кто знает толк в вечных ценностях.

Механические часы никогда не потеряют актуальности, и ни один другой аксессуар так не дополняет образ делового человека с хорошим вкусом, как наручные часы на кожаном или металлическом ремешке. Возможно, это даже единственная деталь вашего облика, декоративная и функциональная одновременно. Но только в том случае, если вы умеете правильно выбирать, носить и ухаживать за часами. Первые два этапа можно доверить индивидуальному вкусу и возможностям. А вот третий, то есть правила использования и обслуживания механических часов, являются общепринятыми и гарантируют, что качество механизма проявит себя лучшим образом и сохранится на долгие годы. Для этого нужно научиться в первую очередь правильно заводить механические часы.

Механические часы: принцип работы, виды и их особенности
Принцип действия механических часов создавался тогда, когда о существовании электричества никто даже не подозревал. Поэтому в качестве источника энергии для работы часов использовались пружины или гири. Современные наручные и карманные механические часы в основе имеют ту же функциональную систему, что и их прототипы. Она включает в себя:

  • пружину – основной источник энергии;
  • спусковой механизм, непрерывно превращающий движение пружины и обеспечивающий точность часов;
  • шестеренки, соединяющие пружину со спусковым механизмом;
  • механизм для управления стрелками и завода пружины;
  • циферблат и стрелки.
Современные модели часов имеют дополнительные механизмы, позволяющие отслеживать календарные даты, фазы луны, время разных часовых поясов, температуру и давление окружающей среды. С их помощью можно ориентироваться в пространстве, замерять временные промежутки и сверять местное время с астрономическим. Некоторые устройства умеют светиться в темноте и издавать звуки. Но все эти усовершенствования мало повлияли на принцип действия собственно часового механизма. По большому счету, при всем техническом разнообразии часов современных производителей, все они делятся всего лишь на две группы, отличающиеся друг от друга по типу завода:
  1. Часы с ручным заводом;
  2. Часы с автоподзаводом (второе название – автоматические механические часы).
Первые требуют регулярного поддержания своей основной функции со стороны владельца. Вторые не нуждаются в участии человека, если постоянно используются и часто носятся на руках, пребывая в движении. Можно встретить и гибридные механизмы часов: являясь автоматическими, они допускают возможность ручного подзавода. Но изначально вы просто должны знать, к какому типу относятся ваши часы (или каждые из них), чтобы правильно и вовремя их заводить.

Техника завода механических часов
Вопросы о заводе и других тонкостях обращения с механическими часами возникают, как правило, у тех, кто впервые сталкивается с подобным механизмом. Если раньше вы пользовались исключительно электронными часами, то обязательно ознакомьтесь с предложенными рекомендациями. И начните с того, что прочтите инструкцию, вложенную производителем в упаковку ваших часов. В ней должен быть указан тип механизма по принципу регулировки завода. А дальше, в зависимости от него, действуйте по той или иной схеме:

  1. Часы с автоподзаводом избавляют своего владельца от необходимости помнить о регулярном восстановлении завода – в том случае, если находятся на его руке ежедневно в течение примерно 8 часов. Это происходит за счет скрытого в их корпусе ротора, приходящего в движение при колебании. Этот ротор натягивает пружину и тем самым обеспечивает ее пребывание в заведенном состоянии. Чтобы система работала без сбоев, лучше обладателю часов не сидеть неподвижно, а ходить, двигать руками и вообще проявлять физическую активность, особенно в области верхних конечностей.
    Точность и слаженность функционирования автоподзавода зависит от качества часов, их возраста и даже страны производства. В среде профессионалов часового дела бытует мнение, что японские часы автоматически заводятся быстрее, чем, к примеру, швейцарские. На практике же все эти параметры выясняются исключительно опытным путем. Если вы видите, что ваши ручные часы с автоподзаводом день за днем работают без сбоев и не подводят вас, значит, вашей двигательной активности им достаточно для поддержания энергии завода. Если замечаете некоторые сбои – попробуйте подзавести механизм вручную, как это предусмотрено конструкцией механических часов с ручным заводом.
  2. Часы с ручным заводом требуют периодического обновления натяжения пружины. Для этого снимите их с руки и найдите сбоку от циферблата головку (коронку) завода, которая выглядит в подавляющем большинстве моделей классического дизайна как небольшая выпуклость или миниатюрное колесико на корпусе часов, выступающая перпендикулярно ему. Подушечками пальцев ухватитесь за эту головку и прокрутите ее по направлению вперед, то есть как бы по часовой стрелке. В принципе, направление вращения может отличаться у разных часов, иногда позволяется даже попеременное вращение головки вперед и обратно. Но по общему правилу, лучше делать это в одном направлении по ходу часов. Вращайте головку завода не непрерывно, а небольшими «порциями», естественными для положения пальцев.
    Количество таких вращений для каждой модели часов указывается производителем в инструкции. В среднем, достаточно 20-30 оборотов для достижения полного завода. В каждом частном случае ориентируйтесь на ощущения сопротивления пружины. Если чувствуете, что она достигла упора – не нажимайте сильнее. Для подстраховки от перенапряжения пружины можно ограничиться 10-15 оборотами головки, но в этом случае вам придется заводить часы чаще: лучше ежедневно. Можно встретить рекомендацию делать это в одно и то же время суток для обеспечения наиболее равномерного хода и точности показаний. На самом деле это совсем не обязательно, а просто удобно: установив себе правило заводить часы в одно и то же время (например, с утра или перед сном), вы не будете забывать об этом и не столкнетесь с их неожиданной остановкой.
Автоматический завод часов с помощью кинетической энергии не гарантирует отсутствие сбоев вследствие обычной забывчивости и других причин, условно именуемых «человеческим фактором». Для этих случаев придумано немало вспомогательных устройств. Например, существуют специальные шкатулки для автоподзавода. Если вы не уверены, что достаточно встряхивали ваши часы в течение дня, просто положите их на ночь в такую емкость и она обеспечит необходимый уровень механических вибраций. Такое устройство будет полезно обладателям нескольких наручных часов, некоторые из которых надеваются лишь изредка, а в остальное время лежат без движения.

Но даже те часы, которые вовремя заводятся с соблюдением всех правил, нуждаются в периодическом профилактическом обслуживании у мастера. Каждые 2-3 года относите их часовщику для того, чтобы почистить, смазать и сверить точность работы механизма и слаженность всех его частей. В профессиональной среде этот комплекс процедур получил название «репассаж» и считается необходимым для поддержания функциональности часов на должном уровне. Пренебрежение систематическим репассажем грозит быстрым износом и ухудшением точности часов. Хотя известно, механические часы по определению менее точны, чем электронные и/или кварцевые. Но при бережном обращении и правильном уходе они будут служить вам верой и правдой, указывая время, упорядочивая вашу жизнь и внося в нее шарм классического стиля.

Это уникальное устройство, которое никогда не утратит своей актуальности и точно не выйдет из моды. И это не удивительно, ведь этот маленький аксессуар обладает прекрасным свойством - идеально дополняет любой образ, в особенности - образ людей деловой сферы. К тому же, это достаточно функциональная вещь. Но для того, чтобы полностью ощутить их функциональность, от владельца часов требуется организованность, чтобы помнить о том, что за часами нужен постоянный уход; да и немаловажным является научиться ими пользоваться. Знание общепринятых правил использования часов гарантируют их безупречную работу на долгие годы. А начинать нужно с малого - научиться правильно заводить механические часы .

В первую очередь следует обратить внимание на тип часов, поскольку каждому виду часов соответствует определенная система подзавода . Чаще всего это все указывается в инструкции, которая прилагается к часам. Главный признак, который отличает механические часы - наличие или отсутствие автоподзавода.

Если вопрос касается часов с автоподзаводом , тут дело обстоит легко - так как они рассчитаны на повседневное ношение, они избавляют своего владельца от необходимости помнить о том, что их нужно регулярно заводить. Работу автоподзавода обеспечивает естественное движение руки при ходьбе. Поэтому, если часы носятся ежедневно как минимум 8 часов, регулярно заводить их не нужно. Работа эта осуществляется с помощью ротора, что оснащает их корпус и начинает свою работу при колебании часов. Именно ротор натягивает пружину, что оставляет ее в заведенном состоянии. Конечно, и такая система может дать сбой, поэтому владельцу не советуется сидеть на месте, а проявлять больше физической активности.

Но даже не смотря на это, проработать так часы могут чуть больше 24 часов, а потом их все равно придется подзаводить. Если часы не надевались больше суток, их следует завести, выполнив 3-4 оборота коронки по часовой стрелке. Если такого количества подзавода не хватает, можно делать и больше. Обычно часы с автоподзаводом обеспечены защитой от перегрузки, поэтому это им вреда не принесет.

Как правило, точность работы автоподзавода определяет качество часов, их возраст, а иногда и страна производитель. Но все равно это все определяется на практике.


Если же речь идет о часах с ручным заводом , то им требуется переодическе обновление натяжения пружины. Для этого нужно осуществлять следующую операцию. Часы нужно снять с руки и найти сбоку от циферблата головку (коронку) завода, внешний вид который в большинстве моделей представляет собой небольшую выпуклость или небольшое колесико, которое располагается на корпусе часов перпендикулярно ему. Подушечками пальцев следует крутить коронку по часовой стрелке. Хотя, конечно, бывают часы с разным направлением вращение. Встречаются такие модели, в которых можно вращать головку попеременно вперед и обратно. Но, согласно правило, вращать все-таки лучше в одну сторону. Что же касается самого вращение, его следует осуществлять постепенно, а не непрерывно.

В инструкции, как правило, отмечают требуемое количество вращений. Но если брать в общем, достаточным будет 20-30 оборотов, чтобы выполнить полный завод часов. Если же есть опасение спровоцировать перенапряжение пружины, можно выполнить всего 10-15 вращений, тогда завод придется выполнять каждый день. Следует также отметить, что работать часы будут в независимости от времени суток, когда они заводились. Но лучше всего это осуществлять в какое-то определенное время. Обычно, это процедура осуществляется утром или вечером. Конечно, лучше всего это делать утром, ведь это самое удобное время, когда владелец может собираться на работу или ехать в общественном транспорте. И, несомненно, выбор какого-то конкретного времени будет хорошей привычкой, что поможет не забыть об этом действии и защитит от неожиданной остановки часов.

Но даже выполняя все эти правила и правильно заводя часы, нужно помнить о том, что часы нуждаются в профилактическом осмотре у мастера. Делать это следует каждые 2-3 года, чтобы часовой мастер мог их почистить, смазать и проверить, насколько точно работает механизм, и слажены ли все его части. Если же пренебрегать этой процедурой, может возникнуть большая вероятность быстрого износа часов, а также ухудшения их точности.