Правила эксплуатации дизельных генераторов. Правила эксплуатации дизельных генераторов Подготовка электростанций к работе

Перед началом использования практически любого электрооборудования необходимо ознакомится с правилами его эксплуатации из инструкции в комплекте. Особенно это важно сделать после покупки электростанции перед началом ее использования. Неправильная эксплуатация электростанции значительно сокращает срок ее службы и может привести к быстрой ее поломке, на которую не распространяются гарантийные обязательства.

Я уже рассказывал о том, . В этой статье Я подробно расскажу о правилах безопасности и рекомендациях по технической эксплуатации бензиновых и дизельных электростанций в домах, гаражах, на даче и для других бытовых нужд.

Правила безопасной эксплуатации электростанций

  • Электростанция должна быть всегда заземлена — не только для защиты от поражения током, но и для обеспечения нормального режима работы генератора. Как правило, для заземления необходимо забить металлический штырь в землю и соединить его с корпусом генератора. Но надежнее будет соединить с заземляющим контуром дома.
  • Никогда не заправляйте топливом электростанцию, которая не остыла и тем более работает, потому что существует высокий риск возгорания от пролитого топлива или получения ожогов. На заливайте топливо по самое горлышко, потому что от вибрации оно может разлиться. Для заливки используйте специальную воронку или тару с лейкой или шлангом. Если же горючее все таки пролилось, тогда обеспечьте вентиляцию помещения и уберите все пролитое топливо.
  • Устанавливайте электростанцию вдали от горючих материалов и конструкций, особенно деревянных.
  • Запрещена установка во взрывоопасных помещениях.
  • Рекомендуется устанавливать электростанцию не в жилых домах, а в пристройке. Опасные для здоровья выхлопные газы должны выводится из помещения через вытяжку или дымоход. Рекомендую дополнительно сделать принудительную и естественную вентиляцию помещения по схеме на картинке.
  • Не используйте электростанцию на открытом воздухе во время снега или дождя. Допускается использование в таких случаях только электрогенераторных установок с надежной защитой от атмосферных осадков (с защитным специальным кожухом).
  • Не включайте электростанцию со снятыми защитными устройствами и кожухами.
  • Помните , что после окончания работы двигатель, выхлопная труба и другие детали остаются очень горячими еще продолжительное время от 20 до 40 минут. Не прикасайтесь к ним до полного остывания. Тоже самое касается и технического обслуживания, приступайте к нему всегда только после остывания электростанции.
  • Не позволяйте не обученным людям работать с электростанцией. Всегда забирайте ключ для заводки или блокируйте доступ к ней. Исключите возможность случайного доступа детей или посторонних лиц к электрогенератору во время его работы.
  • Узнайте из инструкции по эксплуатации о предельно допустимых температурах работы для устройства. Не пользуйтесь при слишком высоких и низких температурах окружающего воздуха.
  • Не используйте не по назначению , например для обогрева помещения теплом от двигателя электростанции.
  • Запускать двигатель допускается только с хорошо завинченной крышкой бензобака и закрытым маслозаливным каналом.
  • Строго запрещено курить или пользоваться открытым огнем вблизи электростанции.

Правила технической эксплуатации электростанций

  1. При выборе электростанции учитывайте , что генератор работает нормально с подключенной к нему нагрузкой от 25 до 75% от номинальной мощности из технических характеристик генератора. Помните, что продолжительная работа на холостом ходу, при малой или, наоборот при пиковой нагрузке- значительно сокращает рабочий ресурс генератора. В первоначальном режиме «обкатки», в течении первых 20 часов работы рекомендуется подключать нагрузку не более 60 процентов от номинальной.
  2. Запрещено подключать нагрузку по мощности выше номинальной. Учитывайте, что электродвигатели потребляют при запуске в несколько раз больший и поэтому при подсчете их мощность необходимо умножать на коэффициент с этой таблицы.
  3. Электростанция должна быть установлена устойчиво на ровной и горизонтальной поверхности, не ближе 0.5 метра от стен или других предметов. Не располагаете сверху горизонтальных поверхностей или предметов, препятствующих нормальному режиму вентиляции.
  4. Заливайте марку топлива , рекомендованную руководством по эксплуатации. При этом учитывайте, что летом используется только летнее дизтопливо, а зимой- арктическое ДТ.
  5. В четырехтактный двигатель заливается только чистый бензин без примеси масла.
  6. Перед запуском проверьте, что бы уровень масла соответствовал указанным отметкам. В некоторых современных моделях есть электрическая блокировка запуска при недостаточном уровне масла. Учитывайте, что работа двигателя с низкокачественным маслом приводит к сокращению срока службы двигателя. Важно использовать только масло одной марки и не доливать- другой.
  7. Помните , что после запуска двигатель должен прогреться на холостом ходу не менее 3 минут. Только по истечении этого времени подключайте нагрузку (электропотребителей).
  8. Бензиновые электростанции нуждаются в охлаждении , поэтому обеспечьте эффективную вентиляцию и не используйте в закрытых пространствах. Как правило, после вырабатывания электрогенератором 2 полных баков топлива, станции надо дать время отдохнуть до полного остывания. Только специальные модели дизельных электростанций промышленного назначения могут работать в круглосуточном режиме.
  9. Контролируйте чистоту и при необходимости очищайте воздушный фильтр, но ни в коем случае не запускайте генератор без него.
  10. Если электростанция оборудована стартером , тогда сухие обслуживаемые аккумуляторные батареи необходимо заполнить электролитом до максимального уровня и выждать 2-3 часа перед началом их использования. Аккумуляторная батарея необслуживаемого типа маркируются пометкой «CAREFREE BATERRY».
  11. Включайте по очереди, начиная с самого мощного, а не сразу все электроприборы, подключенные к электростанции.
  12. Если Вы перегрузите генератор , сработает автомат защиты с индикацией. Для повторного использования, чаще всего потребуется перезапуск электростанции с интервалом ожидания в несколько минут! При наличии цепи постоянного тока 12 Вольт, при ее перегрузке перегорает предохранитель потребуется замена плавкой ставки.
  13. Запрещено при ручном запуске наматывать на руку трос.
  14. Не подключайте электростанцию последовательно или параллельно с другими источниками токами. Для автоматического переключения при пропадании напряжения в стационарной электросети используется специальный щит АВР.
    Подробнее о подключении читайте в

Резервные электростанции обеспечивают бесперебойное эле­ктроснабжение сельскохозяйственных потребителей. Их уста­навливают, как правило, непосредственно у потребителей I и II категорий. Промышленность выпускает резервные электростан­ции и агрегаты с карбюраторными и дизельными двигателями. При мощностях свыше 16 кВт экономически оправдано приме­нение дизельных электростанций.

Основной элемент стационарных и передвижных резервных электростанций - дизель-генератор. Первичный дизельный дви­гатель и синхронный генератор соединены между собой жесткой муфтой. Электростанции комплектуют аппаратурой и кон­трольно-измерительными приборами для управления и наблю­дения за их работой.

Стационарные дизель-электрические агрегаты мощностью до 200 кВт поставляют комплектными. Они предназначены для ра­боты в закрытых помещениях при температуре окружающего воздуха от +8 до +40°С.

Передвижная электростанция представляет собой комплект­ную электроустановку, смонтированную на транспортных сред­ствах и защищенную от атмосферных воздействий. Она пред­назначена для работы на открытом воздухе при температуре от -50 до +40°С. Конструкция электростанции позволяет перемещать ее па любое расстояние без нарушения готовности к работе.

В зависимости от назначения дизельного агрегата и конкрет­ных условий его эксплуатации государственным стандартом предусмотрены три степени автоматизации.

Первая степень (наименьшая) поддерживает требуемую час­тоту вращения, температуру охлаждающей жидкости и смазочного масла; обеспечивает аварийно-предупредительную сигна­лизацию и защиту; по требованию заказчика осуществляет под­зарядку аккумуляторных батарей и при необходимости попол­нение топливом расходных баков.

Вторая степень обеспечивает управление дизель-электричес­кими агрегатами при пуске, работе и остановке в течение не ме­нее 16ч для агрегатов мощностью до 100 кВт и не менее 24 ч для агрегатов мощностью свыше 100 кВт.

Кроме того, должны автоматически выполняться: пуск по команде от автоматического устройства или дистанционно; под­готовка к приему нагрузки, прием нагрузки или выдача сигнала о готовности к приему нагрузки (при параллельной работе); прием нагрузки с синхронизацией, дистанционное управление частотой вращения агрегата при ручном вводе в синхронизм; остановка по команде от автоматического устройства или с дис­танции; поддержание неработающего двигателя в прогретом состоянии.

Третья степень обеспечивает управление дизель-электричес­ким агрегатом в течение 150 ч для агрегатов мощностью до 100 кВт и не менее 240 ч для агрегатов мощностью свыше 100 кВт. Дополнительно выполняются следующие операции: наполнение топливных, масляных и жидкостных баков, воздушных балло­нов; подзарядка аккумуляторных батарей, распределение задан­ных активных и реактивных нагрузок при параллельной работе; управление вспомогательными агрегатами, обеспечивающими автоматическую работу в течение 240 ч.



Дизель-электрические агрегаты, автоматизированные по второй и третьей степеням, должны иметь аварийную сигнали­зацию и защиту при достижении предельных значений: темпера­туры охлаждающей жидкости, температуры смазочного масла, давления смазочного масла, давления, расхода или уровня жид­кости в замкнутом контуре охлаждения, частоты вращения, об­ратного тока или обратной мощности.

Резервные станции вырабатывают электрическую энергию переменного трехфазного тока напряжением 230 и 400 В про­мышленной частоты 50 Гц. В этом случае все потребители элек­троэнергии подключают непосредственно к шинам генератора напряжения. Это гарантирует высокую стабильность качества напряжения, отклонения которого от номинального для генера­торов дизельных станций с машинными возбудителями и уголь­ными регуляторами типа РУН не превышают ±3-5% при изме­нении нагрузки в пределах от 0 до 100%, для самовозбуждаю­щихся синхронных генераторов при отсутствии коррекции напряжения на генераторе ±3-5%, а при наличии коррекции на­пряжения ±1-2%. Отклонение напряжения синхронных генера­торов, питающих силовую, осветительную и бытовую нагрузки, должно быть в пределах от +5 до -5% номинального.

Дизельные агрегаты станций должны допускать 100%-ную перегрузку в течение 1 ч. Наибольшее отклонение частоты вра­щения при включении и отключении номинальной нагрузки со­ставляет 6 %.

На передвижных электростанциях имеется ряд устройств для их транспортировки: тормоз аварийного наката и стоянки, за­щелка буксирного крюка, задний фонарь, стоп-сигнал, привод управления передвижных колес и др. Перед транспортировкой передвижных ДЭС должны быть проверены надежная работа этих устройств, а также прочность крепления агрегатов и вспо­могательного оборудования.

При подготовке к работе передвижной электростанции необ­ходимо предварительно выбрать место ее установки, которое должно быть ровным и горизонтальным, не иметь поблизости (4...6 м) зданий и сооружений, находиться в центре расположе­ния потребителей электроэнергии. Для создания хороших усло­вий охлаждения генератор ДЭС устанавливают против направ­ления ветра, при этом дверцы капота агрегата со стороны гене­ратора должны быть открыты. После установки передвижную электростанцию закрепляют ручным тормозом, а при работе более 2...3 суток ее рессоры и колеса разгружают домкратами. При подготовке передвижной ДЭС к работе необходимо также установить защитное заземление и присоединить к нему корпус генератора, разместить и подсоединить осветительные средства, развернуть кабельную сеть, осмотреть все узлы.

Сдачу-приемку смонтированных ДЭС проводят в соответст­вии с требованиями СНиП. При этом необходимо наличие сле­дующей сдаточной документации: акта о необходимости осмот­ра (ревизии) агрегата с разборкой; протокола осмотра (ревизии) дизель-генератора (если она проводилась); формуляра монтажа генератора или всего агрегата; акта готовности фундамента для установки дизель-генератора; протокола проверки возможности включения генератора без сушки.

После предъявления необходимой документации заказчик при участии представителей монтажной и наладочной органи­заций проводит комплексное испытание на холостом ходу, оформляет акт сдачи электростанции в эксплуатацию.

Пуск электроагрегата. Перед пуском он должен быть тща­тельно проверен и подготовлен к работе. При этом необходимо осмотреть двигатель, генератор, вспомогательные агрегаты, па­нели и щиты, обнаруженные неисправности устранить. Сопро­тивление изоляции схемы агрегата при включенных автоматах должно быть не менее 0,5 МОм. При меньших значениях сопро­тивления изоляции все изоляционные детали очищают от пыли и грязи, а при необходимости сушат генератор. Перед пуском необходимо также проверить степень разреженности аккумуля­торных батарей, исправность системы зажигания. Пуск двигате­ля стартером не разрешается, если аккумуляторные батареи раз­ряжены более чем на 50%.

Расходный топливный бак должен быть наполнен, его кран установлен в положение «Открыто». Уровень топлива в расход­ном баке контролируют по указателю уровня топлива. Необхо­димо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, за­править расходные и дополнительные масляные баки, а также залить во внутренний контур системы охлаждения воду, прове­рить циркуляцию воздуха во внешнем контуре системы охлаж­дения. Перед пуском следует проверить плотность всех соедине­ний воздухоочистителя и механизма воздушной заслонки.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щи­тах управления генератора и дизельной автоматики должно со­ответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС. Автоматичес­кий выключатель генератора в силовой сети перед пуском стан­ции необходимо отключить, а переключатель цепей управления поставить в положение «Ручное управление» или «Автоматичес­кий пуск».

Ручной пуск и остановку выполняют в соответствии с завод­ской инструкцией. После пуска и прогрева двигателя в течение 10 мин на холостом ходу его частоту вращения постепенно до­водят до номинальной, затем возбуждают генератор. При по­мощи шунтового реостата устанавливают номинальное напря­жение генератора (по вольтметру), включают генератор, кото­рый постепенно принимает нагрузку до 75% от номинальной. После пуска проверяют работу систем охлаждения воды и масла, при отсутствии замечаний по истечении 15 мин нагрузку повы­шают до номинальной.

Для остановки генератора его разгружают, отключив нагруз­ку. Затем, постепенно увеличивая сопротивление в цепи возбуж­дения, вращением рукоятки шунтового реостата против часовой стрелки понижают напряжение генератора до наименьшего зна­чения и останавливают его.

Дистанционный автоматический пуск и остановку выполня­ют - с пульта управления или шкафа управления при помощи кнопок. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляют в заданной технологической последовательности, предусмотренной схемой автоматики.

В случае успешного пуска загорается сигнальная лампочка «Нормальная работа»; если возникает аварийный режим, то сра­батывает защита, загорается сигнальное табло «Аварийная рабо­та» и происходит автоматическая остановка агрегата.

Сигналом для автоматического пуска являются изменения контрольных параметров резервируемого электроагрегата: не­допустимое снижение напряжения, перегрузка и др. Сигналом для автоматической остановки одного из параллельно работа­ющих агрегатов служит снижение общей нагрузки на шинах ге­нераторного напряжения до 80% от номинальной мощности или при восстановлении напряжения в контролируемой сети. При этом резервный агрегат отключается. Автоматическая аварий­ная остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сиг­нализации и защиты.

Работа дизельного двигателя . Во время работы необходимо следить за показаниями приборов контроля (температурой мас­ла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к вращающимся частям ди­зеля и работой различных датчиков. Необходимо не реже 2-х раз в смену проверять количество масла в масленках, а также в под­шипниках с кольцевой смазкой. При необходимости:

Доливать масло;

Вовремя пополнять топливные баки горючим; не реже 1 раза в смену спускать отстоявшиеся воду и грязь из рас­ходных топливных баков;

Обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в двигателе;

Не реже 1 раза в квартал очищать топливные фильтры, масляные фильтры низкого давления следует очищать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

Следить за частотой вращения двигателя и при необходимости регулировать ее (при отсутствии автоматики - сис­тематически).

При эксплуатации генератора необходимо:

Следить за показаниями амперметров, вольтметров, ватт­метров (несимметрию нагрузки допускают не более 25% номинального тока статора, а перегрузку по току не более 10% в течение 1 ч);

Контролировать температуру активной стали и обмоток генератора, которая не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 65°С; контролировать температуру подшипников (превышение ее над температурой окружающей среды допустимо не бо­лее чем на 45 °С);

Периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;

Равномерно распределять нагрузку (при отсутствии авто­матики) между параллельно работающими генераторами;

Наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами; при необхо­димости принимать меры по устранению ненормальных ре­жимов;

Проверять степень вибрации генератора.Во время работы ДЭС необходимо осматривать щиты и па­нели генератора собственных нужд, аппаратуру возбуждения и силовое электрооборудование.

Периодическая проверка готовности резервного агрегата к пуску. Ее проводят один раз в 2-3 месяца. Одновременно прове­ряют состояние и работу средств автоматизации. Профилакти­ческий плановый осмотр генератора и возбудителя проводят через 500 ч работы, но не реже 1 раза в шесть месяцев. Во время планового осмотра генератора проверяют состояние рабочей поверхности коллектора, правильность прилегания щеток к коллектору и их расстановку, степень пригодности масла к дальнейшей эксплуатации, состояние и надежность контактов с сетью.

Через 100-150 ч работы, но не реже 1 раза в шесть месяцев, после длительных остановок (более 20 дней) проверяют сопро­тивление изоляции обмоток статора, ротора и возбудителя. О состоянии подшипников возбудителя и генератора судят по шу­му при работе и по температуре нагрева. Она не должна превы­шать 80°С. Для продления срока службы подшипников через каждые 500 ч, но не реже 1 раза в шесть месяцев проверяют со­стояние смазки в них.

Не реже 1 раза в шесть месяцев осматривают коммутацион­ные соединения и аппаратуру внутри распределительного щита электростанции. При очередном осмотре вытирают пыль, про­веряют плотность прилегания контактов и других мест соедине­ний шин и проводов. При этом по мере необходимости заменя­ют плавкие вставки и сигнальные лампы. Все ослабленные контакты подтягивают, а места контактных соединений со следами подгорания и окисления зачищают, залуживают и т. п.

Цепи управления и сигнализации силовых автоматических выключателей, схемы АВР и синхронизации обязательно прове­ряют после чистки и ревизии аппаратуры. Работу элементов за­щиты (тепловых и электромагнитных расцепителей, релейной токовой зашиты) проверяют 1 раз в год на надежность срабаты­вания и на соответствие уставок проектным значениям. Автома­тические выключатели проверяют поэлементно первичным то­ком. Электроизмерительную аппаратуру проверяют не реже 1 раза в два года и, как правило, приурочивают к текущему или капитальному ремонту.

Периодичность, объем и нормы профилактических межре­монтных испытаний устанавливают с учетом комплексной оценки состояния каждого генератора, особенностей их конст­рукции при соблюдении следующих требований:

Межремонтные испытания проводят не позднее чем через три года после капитального ремонта или предыдущих профилактических испытаний. Отказ от этих испытаний
допускается в том случае, если периодичность капиталь­ных ремонтов не превышает четырех лет;

В объем межремонтных испытаний входит обязательное испытание изоляции обмотки статора повышенным на­пряжением с частотой 50 Гц или выпрямленным напряже­нием;

Снижение испытательного напряжения по сравнению с примененным при последнем капитальном ремонте допус­кается не более чем на 0,2 U n напряжения с частотой 50 Гц и не более чем на 0,5 U H выпрямленного напряжения;

Профилактические межремонтные испытания изоляции обмоток проводят в дополнение к испытаниям и измере­ниям, осуществляемым при текущем ремонте генератора.

Прежде чем приступить к испытаниям обмоток статора и ро­тора генератора повышенным напряжением, необходимо изме­рить сопротивление изоляции. Сопротивление изоляции обмо­ток статора не нормируют, его необходимо сравнивать и сопос­тавлять с показаниями предыдущих измерений. Сопротивление изоляции обмотки ротора должно быть не ниже 0,5 МОм, цепей возбуждения - 1 МОм, обмоток якоря и его бандажей - 0,5 МОм.

Обмотку статора генератора мощностью до 1000 кВт и на­пряжением до 1000 В испытывают повышенным напряжением переменного тока промышленной частоты, равным 1,6U H +800 В,но не менее 1200 В, в течение 1 мин сразу после остановки генератора. Обмотку ротора при эксплуатации повышенным напря­жением не испытывают.

Во время профилактических испытаний измеряют сопротив­ление на постоянном токе обмоток статора, ротора и возбудите­ля. Эти измерения позволяют выявить различные повреждения обмоток при капитальных и текущих ремонтах. Если сопротив­ление обмотки какой-либо фазы статора отличается от сопро­тивления обмоток других фаз (или ранее измеренного) при оди­наковых (или приведенных) температурных условиях более чем на 2%, то это будет следствием замыканий или некачественных паек в лобовых частях обмотки. Значение сопротивления на по­стоянном токе обмоток ротора и возбуждения не должно отли­чаться от ранее измеренного более чем на 2%.

Кроме описанных, проводят следующие проверки и профилак­тические испытания генераторов: испытание обмоток и активной стали на нагрев; определение реактивных сопротивлений; испыта­ние электрической прочности контактных колец, автомата гашения поля; измерение остаточного напряжения генератора после его от­ключения; обнаружение витковых замыканий в обмотке ротора; выявление допустимых несимметричных режимов.

Текущие и капитальные планово-предупредительные ремон­ты резервных электростанций выполняют со следующей перио­дичностью: текущие ремонты для передвижных электростанций, работающих на открытом воздухе, каждые шесть месяцев, для стационарных - ежегодно, капитальный ремонт для передвиж­ных ДЭС - не реже 1 раза в четыре года, стационарных ДЭС - по мере необходимости, но не реже 1 раза в пять лет.

В зависимости от важности и сложности объекта снабжаемого электроэнергией существуют различная степень подготовки и информационной осведомленностью персонала, который будет обслуживать данную установку. В связи с тем, что зачастую станцию эксплуатируют профессионально не подготовленные сотрудники, рекомендуем распечатать 9 категорических «нельзя» при эксплуатации станции, чтобы продлить ее работоспособность.

Запрещается:

    Изменять заводскую конструкцию дизель-генератора, рамы, пульта и топливного бака, что приведет не только к потере заводской гарантии, но и работоспособности всей конструкции в целом. Также запрещено включать режим “обхода”.

    Использовать в качестве охлаждающей жидкости простую, дистиллированную и любую другую воду. Охлаждающая жидкость, будь то, Тосол или Антифриз, должны быть строго рекомендованы заводом изготовителем. Также не забывайте, что нельзя смешивать антифризы разной цветовой гаммы.

    Проводить очистку ДГ, замену масла или любые наладочные работы на работающем двигателе.

    Производить неравномерную нагрузку на станцию. Неравномерность нагрузки по фазам более 25%, работа под нагрузкой менее 20% в течение более 1 часа или работа двигателя на холостом ходу более 5 минут. Оптимальный режим работы ДЭС при нагрузке от 20% до 80 %.

    Производить заправку топлива на работающем дизель-генераторе. За исключением тех случаев, когда это необходимо в обязательном порядке и при соответствующей подготовке, при этом используется насос для перекачки топлива в емкость бака. В таком случае рекомендуем установить дополнительную автоматическую систему дозаправки.

    Эксплуатировать дизель-генератор без штатных конструктивных элементов, таких как: лопасти вентилятора, помпа, ТНВД и т.д.

    Заводить дизель-генератор, вводя зажженную ветошь в воздушный патрубок снятого воздушного фильтра, так как зажженную ветошь обязательно засосет в воздушную систему двигателя, и избежать пожара невозможно.

    Проворачивание коленчатого вала двигателя за лопасти вентилятора охлаждения.

    Использование несоответствующих инструментов при проведении работ по обслуживанию и профилактических работ.

Для выполнения таких работ, Вам на помощь всегда готов придти ООО «Компания Дизель», в котором собраны высококвалифицированные сотрудники с многолетним опытом работы со станциями различного вида и назначения. Наши сотрудники всегда смогут безошибочно определить причину поломки и устранить её в кратчайшие сроки, и Ваше оборудование послужит Вам ни один год.

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю:

Заместитель председателя Комитета электроэнергетики

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЬНЫХ

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

(ПТЭД)

Обязательны для дизельных электростанций Минтопэнерго РФ, проектных, конструкторских, строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих работы применительно к этим ДЭС

Разработчики: НИПИКТИ “Сельэнергопроект”, Северные электрические сети ПОЭиЭ “Якутскэнерго”, АО “Элвис” под руководством и

Редакционная комиссия: председатель - , члены комиссии - , Голоднов Ю. М к. т.н. Беляев В. И„ , Заславский В. В., Канаев А. М.

Введение

“Правила технической эксплуатации дизельных электростанций” определяют порядок организации эксплуатации оборудования, теплотехнических и кабельных коммуникаций дизельных электростанций (ДЭС).

Правила распространяются на принадлежащие Минтопэнерго РФ стационарные ДЭС мощностью 500 кВт и выше.

Правила не распространяются на резервные и передвижные ДЭС.

Необходимость разработки настоящих Правил возникла в связи с тем, что вышедшие в 1989 г. “Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей” не распространяются на дизельные электростанции.

Однако учитывая, что многие положения указанных Правил применимы для ДЭС, для удобства пользования документом некоторые положения ПТЭ электрических станций и сетей повторены в настоящих Правилах.

Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергетических установок в настоящих Правилах изложены очень кратко, поскольку они рассматриваются в действующих НТД. В их число входят:

- “Нормы технологического проектирования дизельных электростанций. НТПД-90”;

1.1.1. Основной задачей дизельных электростанций (ДЭС) является производство, распределение и отпуск электрической энергии и тепла (при наличии утилизации), выполнение диспетчерского графика.

1.1.2. Находящиеся в ведении энергосистемы электростанции, оборудованные двигателями внутреннего сгорания, организуются в структурные подразделения действующие на основании “Положения о структурной единице (предприятии) на основе хозяйственного расчета ”.

1.1.3. При совместной работе нескольких электростанций для управления и регулирования режимов их работы должны создаваться диспетчерские службы.

1.1.4. Основные обязанности работников ДЭС:

Соблюдение заданных условий энергоснабжения потребителей;

Поддержание нормального качества отпускаемой энергии - нормированной частоты и напряжения электрического тока;

Соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины;

Обеспечение максимальной экономичности и надежности энергопроизводства;

Соблюдение требований взрыво - и пожаробезопасности в процессе эксплуатации оборудования;

Выполнение требований гигиены и безопасности труда;

Снижение вредного влияния производства на людей и окружающую среду.

1.1.5. На каждой электростанции приказом руководителя должны быть распределены функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций между ответственными лицами из числа ИТР.

1.2. Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений

1.2.1. Полностью законченные строительством дизельные электростанции, а также, в зависимости от сложности, их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию станций после расширения, реконструкции, технического перевооружения.

1.2.2. Пусковой комплекс должен включать в себя обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах часть полного проектного объема ДЭС. В него должны входить: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначения, средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные сооружения, благоустроенная территория, обеспечивающие производство, передачу и отпуск потребителям электрической энергии и тепла. В объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, должны быть обеспечены нормативные санитарно-бытовые условия и безопасность для работающих; защита от загрязнения водоемов и атмосферного воздуха; пожарная безопасность .

Пусковой комплекс должен быть разработан и представлен генеральным проектировщиком в установленные сроки
, согласован с заказчиком и генподрядчиком.

1.2.3 . Перед приемкой в эксплуатацию электростанции (пускового комплекса) должны быть проведены:

Индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем;

Комплексное опробование оборудования.

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе скрытых работ.

1.2.4. Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем должны быть проведены генподрядчиком с привлечением персонала заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по данному узлу.

Перед индивидуальным и функциональным испытаниями должно быть проверено выполнение: настоящих правил, строительных норм и правил, стандартов, включая стандарты безопасности труда, норм технологического проектирования, правил Госгортехнадзора и других органов надзора, “Правил устройства электроустановок”, правил техники безопасности и промышленной санитарии, правил взрыво - и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования.

1.2.5. Дефекты и неполадки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных и функциональных испытаний должны быть устранены строительными и монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексного опробования.

1.2.6. До комплексного опробования электростанции заказчиком должны быть проведены пробные пуски. При пробном пуске должны быть проверены работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации, проведена проверка и настройка всех систем контроля и управления, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов, проведена готовность оборудования к комплексному опробованию.

Перед пробным пуском должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации электростанции:

Укомплектован, обучен эксплуатационный и ремонтный персонал;

Разработаны эксплуатационные инструкции и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности;

Подготовлены запасы топлива, материалов, инструмента и запасных частей;

Смонтированы и налажены система контроля и управления;

Получены разрешения на эксплуатацию ДЭС от органов Госгортехнадзора и других органов государственного надзора, санитарной инспекции.

1.2.7. Комплексное опробование должен проводить заказчик. При комплексном опробовании должна быть проверена совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.

Началом комплексного опробования энергоустановки считается момент включения ее в сеть или под нагрузку.

Комплексное опробование оборудования дизельной электростанций считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 ч. с номинальной нагрузкой.

При комплексном опробовании должны быть включены предусмотренные проектом контрольно-измерительные приборы, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматики.

1.2.8. Для подготовки электростанции (пускового комплекса) к предъявлению приемочной комиссии заказчиком должна быть назначена рабочая комиссия, которая принимает по акту оборудование после проведения его индивидуальных испытаний для комплексного опробования. С момента подписания этого акта заказчик несет ответственность за сохранность оборудования. Рабочая комиссия должна принять по акту оборудование после комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок, а также составить акт о готовности законченных строительством зданий и сооружений для предъявления его приемочной комиссии.

1.2.9. При приемке оборудования, зданий и сооружений рабочей комиссией генеральная подрядная строительная организация должна представить заказчику документацию в объеме, предусмотренном действующими СНиП и отраслевыми правилами приемки.

1.2.10. Контроль за устранением дефектов и неполадок, выявленных рабочей комиссией, должен осуществлять заказчик, который предъявляет энергообъекты к приемке.

1.2.11. Приемка в эксплуатацию пусковых комплексов, очередей или ДЭС в целом должна быть произведена приемочной комиссией.

Приемочная комиссия по приемке дизельных электростанций назначается заказчиком.

1.2.12. После комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и неполадок приемочная комиссия должна оформит акт приемки в эксплуатацию оборудования с относящимися к нему зданиями и сооружениями.

Приемка в эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений с дефектами, недоделками запрещается.

1.2.13. Заказчик должен представить приемочной комиссии документацию, подготовленную рабочей комиссией, в объеме, предусмотренном действующими СНиП и отраслевыми правилами приемки.

Все документы должны быть занесены в общий каталог, а в отдельных папках с документами должны быть заверенные описи содержимого. Документы должны храниться в техническом архиве заказчика вместе с документами, составленными приемочной комиссией.

1.2.14. Законченные строительством отдельно стоящие здания, сооружения и электротехнические устройства, встроенные или пристроенные помещения производственного, подсобно-производственного и вспомогательного назначения с смонтированным в них оборудованием, средствами управления и связи принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности до приемки пускового комплекса для предъявления их приемочной комиссии.

1.2.15. Датой ввода ДЭС в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией.

1.3. Подготовка персонала.

1.3.1 . Рабочие и ИТР ДЭС при приеме на работу периодически должны проходить медицинское освидетельствование в порядке и сроки, установленные Минздравом РФ.

1.3.2. Руководителем станции проводится вводный инструктаж со всеми поступающими на работу, в т. ч. с практикантами.

1.3.3 . Для оперативного, оперативно-ремонтного персонала (ОПР) и персонала, связанного с техническим обслуживанием, ремонтом, наладкой, испытанием оборудования, производится подготовка по должности с обучением на рабочем месте (стажировкой).

1.3.4. Для специалистов и руководящих работников, непосредственно осуществляющих управление энергоустановками или их обслуживание и наладку, а также всех рабочих обязательной является проверка знаний действующих правил технической эксплуатации дизельных электростанций, правил техники безопасности, инструкций, правил пожарной безопасности, правил Госгортехнадзора.

1.3.5. Проверка знаний правил и инструкций производится:

Первичная - перед допуском к самостоятельной работе, но не позже трех месяцев со времени назначения на должность;

Периодическая - по ПТЭ, производственным и должностным инструкциям , ППБ не реже одного раза в три года;

Периодическая - по ПТБ, правилам устройства и безопасной эксплуатации оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору, для лиц, связанных непосредственно с управлением и обслуживанием энергоустановок и для рабочих всех категорий - один раз в год, а для остальных руководящих и инженерно-технических работников - один раз в три года;

Внеочередная - при нарушении персоналом правил, норм и инструкций, по требованию органов государственного надзора, работников Госинспекции по эксплуатации электростанций (ДЭС) и ее зональных органов, по решению специальных комиссий и вышестоящих органов управления , при вводе в действие новых или переработанных в установленном порядке правил, норм и инструкций.

1.3.6. Исполнение обязанностей под наблюдением дежурного на рабочем месте (дублирование) является обязательным перед заступлением к самостоятельной работе для оперативного и оперативно-ремонтного персонала.

Сроки дублирования каждого работника устанавливаются решением квалификационной комиссии в зависимости от его уровня знаний, стажа и опыта оперативной работы, но не менее 6 смен.

1.3.7. Контрольные тренировки должны проводиться с каждым работником ДЭС, в т. ч.:

Противоаварийные, противопожарные или совмещенные - с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом, после дублирования, периодически раз в квартал;

Противопожарные - остальным персоналом не реже одного раза в полгода.

1.3.8. Для оперативного, оперативно-ремонтного персонала, а также связанного с ремонтом, наладкой, испытанием, монтажом и демонтажем оборудования, проводятся инструктажи по безопасности труда и противопожарному режиму:

Вводный,

Плановый - не реже одного раза а квартал,

Внеплановый - при изменении действующих правил руководящих документов, при нарушении персоналом требований безопасности труда при перерывах в работе более 30 дней.

Для оперативно-ремонтного и ремонтного персонала перед выполнением работ по нарядам проводятся также текущие инструктажи на рабочем месте.

Для персонала вспомогательных подразделений (механических мастерских, гаражей и др.) проводятся все виды инструктажа, кроме текущего.

1.3.9. Непосредственно на ДЭС для персонала основных цехов (машинисты, щитовые, электромонтеры, слесари) должно быть организовано повышение квалификации.

1.3.10. Работа с персоналом ДЭС должна проводиться и учитываться в документации, объем которой устанавливается перечнем и порядком, утверждаемым вышестоящим руководством.

1.4. Контроль за эффективностью работы ДЭС.

1.4.1. На электростанциях должен быть организован анализ технико-экономических показателей для оценки состояния оборудования, режимов его работы, соответствия нормируемых и фактических показателей , эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Целью анализа должно быть улучшение конечного результата работы каждой электростанции.

1.4.2. На дизельных электростанциях должен быть организован по установленным формам учет показателей работы оборудования (сменный, суточный, месячный, годовой) для контроля его экономичности и надежности, основанный на показаниях контрольно-измерительной аппаратуры, результатах испытаний, измерений и расчетов.

1.4.3. Руководители электростанций должны обеспечивать достоверность показаний контрольно-измерительных приборов, правильную постановку учета и отчетности в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

1.4.4. Результаты работы смены, цеха электростанции должны не реже 1 раза в месяц рассматриваться с персоналом в целях анализа и устранения недостатков его работы, а также ознакомления с опытом передовых смен и отдельных работников.

1.4.5 . На дизельных электростанциях должны разрабатываться и выполняться мероприятия по повышению надежности и экономичности работы оборудования, энергосбережению, в том числе по экономии топлива и других энергоресурсов, использованию вторичных энергоресурсов.

1.4.6. В качестве основных технико-экономических показателей в электроэнергетике установлены:

Количество выработанных и отпущенных электроэнергии и тепла каждой ДЭС;

Рабочая электрическая мощность и показатели эффективности использования установленной мощности электростанции;

Аварийность, наработка на отказ;

Себестоимость электроэнергии, отпущенной электростанцией и предприятием;

Прибыль по предприятию;

Удельный расход условного топлива на отпущенную электроэнергию и тепло;

Удельный расход технологической воды на охлаждение;

Расход электроэнергии на собственные нужды (СН) электростанций, отнесенной отдельно к выработке электроэнергии и отпуску тепла;

Удельная численность и коэффициент обслуживания промышленно-производственного персонала.

1.4.7. На каждой дизельной электростанции мощностью 3 МВт и более, должны быть разработаны энергетические характеристики. оборудования, устанавливающие зависимость технико-экономических показателей его работы в абсолютном или относительном исчислении от электрических и тепловых нагрузок;

1.4.8. Энергетические характеристики оборудования и нормы отдельных показателей должны быть представлены эксплуатационному персоналу в форме режимных карт, инструкций, таблиц и графиков.

1.4.9. Энергетические характеристики оборудования и графики расчетных удельных норм расхода топлива и воды на отпущенную электроэнергию и тепло по каждой группе оборудования электростанций должны пересматриваться 1 раз в 5 лет.

Пересмотр должен проводиться также в том случае, когда вследствие технического перевооружения и реконструкции ДЭС. изменения вида сжигаемого топлива фактические удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии изменяются более чем на 2%.

1.4.10 . Распределение электрических нагрузок между агрегатами электростанций должно осуществляться на основе метода относительных приростов расхода топлива.

1.4.11. Результаты деятельности станций по повышению экономичности и улучшению топливоиспользования должны оцениваться по объему топлива сэкономленного по сравнению с предусмотренным в нормативных характеристиках расходов, с учетом фактических условий работы оборудования.

1.4.12. Поощрение персонала за экономию топлива и масла должно осуществляться в соответствии с отраслевыми методиками на основе лицевых счетов экономии, определяющих личный вклад работника в общие показатели станции.

Стимулирование экономии других энергоресурсов, снижения технологического расхода воды, электропотребления на собственные нужды и использования вторичных ресурсов должно производиться на основе утвержденных показателей и нормативов.

1.5. Технический надзор.

Контроль за организацией эксплуатации.

1.5.1 . На каждой ДЭС приказом руководителя должны быть назначены лица ответственные за состояние и безопасную эксплуатацию объектов и помещений, входящих в комплекс, а также определены должностные обязанности всего персонала по следующим направлениям:

Организации надзора за техническим состоянием оборудования, зданий и сооружений;

Управлению технологическими процессами по выработке электроэнергии и тепла;

Разработке, организации и учету выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасную и экономичную эксплуатацию объекта;

Расследованию и учету всех нарушений в эксплуатации;

Контролю за соблюдением требований нормативно-технических документов по эксплуатации, ремонту и наладке.

1.5.2. Лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию сооружений и оборудования ДЭС, является главный инженер ДЭС, а при отсутствии этой должности, начальник ДЭС.

1.5.3. Лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию сооружений и оборудования, относящихся к тепломеханической части является старший мастер по эксплуатации и ремонту.

1.5.4. Периодическому техническому освидетельствованию подлежат все оборудование, здания и сооружения, входящие в состав ДЭС.

В объем периодического технического освидетельствования должны быть включены: наружный и внутренний осмотр, проверка технической документации, испытания в целях обеспечения безопасности работы оборудования и сооружений. Результаты должны фиксироваться в специальном журнале.

1.5.5. Сроки проведения технологического надзора или освидетельствования оборудования:

Основное и вспомогательное тепломеханическое оборудование в сроки, предусмотренные планами-графиками, составленными на основании инструкций заводов-изготовителей;

Градирни водяные, топливохранилище и пр. в сроки установленные действующими инструкциями, но не реже 1 раза в 5 лет;

Грузоподъемные средства (тали, тельферы, кран - балки) 1 раз в год;

Баллоны сжатого воздуха, неподведомственные Госгортехнадзору 1 раз в 4 года;

Электросварочное оборудование 1 раз в год.

1.5.6. Контроль за организацией эксплуатации и соблюдение ПТЭ. ПТБ, ППБ и инструкций по эксплуатации возлагается на вышестоящие органы управления.

1.5.7 . В обязанности вышестоящих органов управления входят:

Периодический контроль за состоянием оборудования, зданий и сооружений;

Организация периодических освидетельствований;

Контроль за соблюдением установленных сроков средних и капитальных ремонтов ;

Контроль за выполнением мероприятий и требований, изложенных в нормативно-технических и организационно-распорядительных документах;

Контроль за расследованием нарушений ПТЭ и инструкций эксплуатации;

Оценка достаточности предупредительных и профилактических мероприятий по повышению технического уровня эксплуатации;

Контроль за мероприятиями по предупреждению аварий готовностью к их ликвидации;

Учет нарушений ПТЭ, инструкций по эксплуатации и других нормативно-технических документов, в том числе на объектах, подконтрольных органам государственного надзора;

Учет выполнения противоаварийных мероприятий на объектах подконтрольных органам государственного надзора;

Контроль за разработкой нормативно-технической документации по обеспечению безопасной эксплуатации энергообъектов;

Ведение претензионной работы с заводами-изготовителями.

1.5.8. Все эксплуатируемое оборудование, здания и сооружения должны подвергаться специальному ведомственному надзору.

1.5.9. Основными задачами ведомственного надзора являются:

Контроль за соблюдением установленных требований по техническому обслуживанию и ремонту (заводские и местные инструкции);

Контроль за выполнением ПТЭ, ПТБ, ППБ и инструкций по эксплуатации;

Контроль за расследованием, учетом и анализом отказов в работе;

Контроль за выполнением профилактических мероприятий по предупреждению отказов в работе и производственного травматизма;

Организация разработки нормативно-технических документов и мероприятий по совершенствованию эксплуатации и повышению надежности оборудования;

Контроль за проведением периодического технического освидетельствования.

1.6. Техническое обслуживание, ремонт,

модернизация и реконструкция.

1.6.1. На каждой дизельной электростанции должны быть организовано техническое обслуживание, планово-предупредительные ремонты, модернизация и реконструкция оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций ДЭС.

1.6.2. Ответственность за организацию технического обслуживания и ремонта, модернизацию энергоустановок несет руководитель ДЭС.

1.6.3 . Объем технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов должен определяться необходимостью поддержания работоспособного состояния ДЭС, периодического ее восстановления и приведения в соответствие с меняющимися условиями работы.

1.6.4. Периодическое техническое обслуживание должно осуществляться по планово-предупредительной системе на основе заводских инструкций по техническому обслуживанию.

В объеме периодического обслуживания должна быть произведена оценка технического состояния оборудования путем осмотра состояния рабочих поверхностей, замера зазоров, просадок, проверка состояния регулировок и т. д. Результаты оценки должны быть занесены в журнал учета технического состояния оборудования. При планировании работ по техническому обслуживанию следует учитывать фактическое состояние оборудования.

1.6.5 . Увеличение периодичности обслуживания и ремонтов оборудования по сравнению с нормативными может корректироваться с учетом фактического состояния в обоснованных случаях.

В гарантийный период эксплуатации оборудования корректировка периодичности технических осмотров и ремонтов, установленной заводскими инструкциями, не допускается.

1.6.6. Организация ремонтного производства, технология ремонтных работ , порядок подготовки и вывода в ремонт, а также приемки и оценки состояния отремонтированного оборудования, зданий и сооружений должны соответствовать “Правилам организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей”.

1.6.7. Вывод оборудования в ремонт и ввод их в работу должны производиться по диспетчерским заявкам.

1.6.8. Энергооборудование ДЭС, прошедшее капитальный средний ремонт, подлежит приемо-сдаточным испытаниям под нагрузкой в течение 24 часов.

1.6.9. Временем окончания капитального ремонта является время включения в сеть, если оборудование работает с нормальными параметрами и в течение приемо-сдаточных испытаний не обнаружен дефекты, препятствующие его работе с номинальной нагрузкой.

1.6.10 . Электростанции, ремонтные и ремонтно-наладочные организации должны вести систематический учет технико-экономических показателей ремонтируемого и обслуживаемого оборудования зданий и сооружений и на базе их анализа разрабатывать организационно-технические мероприятия по улучшению этих показателей.

1.6.11. На электростанциях должны быть оборудованы мастерские и ремонтные площадки в производственных помещениях.

1.6.12. ДЭС должны быть оснащены стационарными и передвижными подъемно-транспортными средствами, такелажным приспособлениями, инструментом, средствами механизации ремонтных работ.

1.6.13. ДЭС должны быть обеспечены запасными частями материалами и обменным фондом арматуры, узлов и оборудования соответствии с действующими нормами.

Должен быть организован учет всех имеющихся на складе и на станции запасных частей и запасного оборудования, их состояние должно периодически проверяться.

Оборудование, запасные части, узлы и материалы, сохранность которых нарушается под действием внешних атмосферных условий, должны храниться в закрытых складах.

1.7. Техническая документация.

1.7.1. На каждой электростанции должны быть следующие документы:

Акты отвода земли;

Акты (или журналы наблюдений) об осадках зданий, сооружений “фундаментов под оборудование;

Технический паспорт зданий и сооружений;

Акты приемочных и рабочих комиссий;

Акты испытаний внутренних и наружных систем водоснабжения , пожарного водопровода , канализации, теплоснабжения , отопления и вентиляции;

Акты испытания технологических и электрических защит;

Акты индивидуального опробования и испытаний оборудования и технологических трубопроводов.

1.7.2 . На каждой ДЭС должен быть установлен перечень необходимых инструкций и технологических схем, перечень должен быть утвержден руководителем предприятия.

Перечень пересматривается раз в три года.

1.7.3. Все основное и вспомогательное оборудование, в том числе трубопроводы, секции шин, арматура должно быть пронумеровано. Основное оборудование должно иметь порядковые номера, а вспомогательное - тот же номер, что и основное, с добавлением А, Б. В и т. д. Нумерация основного оборудования должна проводиться от постоянного торца здания и от ряда А. Отдельные звенья системы топливоподачи должны быть пронумерованы последовательно в направлении движения топлива, а параллельные звенья с добавлением к этим номерам букв А и Б по ходу топлива слева направо.

1.7.4. Обозначения и номера в схемах должны соответствовать обозначениям и номерам, нанесенным в натуре.

1.7.5. Все изменения в энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, должны быть внесены в схемы и чертежи немедленно за подписью ответственного лица с указанием должности и даты внесения изменения .

1.7.6. Технологические схемы (чертежи) должны проверяться на их соответствие фактическим эксплуатационным не реже 1 раза в 2 года с отметкой на них о проверке.

Информация об изменениях в схемах должна доводиться до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих схем.

1.7.7. Комплекты необходимых схем должны находиться у начальника (старшего) смены электростанции.

Основные схемы должны быть вывешены на видном месте в помещении данной установки.

1.7.8 . Все рабочие места должны быть снабжены необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями настоящих Правил на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций и других нормативно-технических документов, опыта эксплуатации и результатов испытаний, а также с учетом местных условий. Инструкции должны быть утверждены начальником ДЭС. Инструкции системного значения должны быть согласованы с ЦДС и утверждены глазным инженером энергообъединения.

1.7.9. В инструкциях по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, средств релейной защиты, телемеханики и связи по каждой установке должны быть указаны:

Краткая характеристика оборудования установки, зданий и сооружений;

Критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы установки или комплекса установок;

Порядок подготовки к пуску, порядок пуска, остановки и обслуживания оборудования, содержания зданий и сооружений во время нормальной эксплуатации и в аварийных режимах;

Порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям оборудования зданий и сооружений;

Требования по безопасности труда, взрыво-, пожаробезопасности, специфические для данной установки.

1.7.10 . В должностных инструкциях по каждому рабочему месту должны быть указаны:

Перечень инструкций по обслуживанию оборудования и других нормативно-технических документов, схем оборудования и устройств, знание которых обязательно для работников на данной должности;

Права, обязанности и ответственность работника;

1.7.11 . В инструкции по охране труда для каждого рабочего места должны быть указаны:

Общие требования безопасности;

Требования безопасности перед началом работы, во время работы, по окончанию работ;

Требования безопасности при аварийных работах (аварийных ситуациях).

1.7.12. Инструкции должны пересматриваться не реже 1 раза в три года.

В случае изменения состояния или условий эксплуатации оборудования соответствующие дополнения должны быть внесены в инструкции и доведены до сведения работников, для которых обязательно знание этих инструкций, о чем должны быть сделана запись в журнале распоряжений.

1.7.13. Дежурный персонал должен вести оперативную документацию, объем которой представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Оперативная документация, которую должен вести дежурный персонал

Дежурный персонал

Документ

Диспетчер энергосистемы

Суточная оперативная исполнительная (схема-макет)

Оперативный журнал

Журнал заявок на вывод из работы: оборудования, находящегося в управлении и ведении диспетчера энергосистемы

Журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики

Карты уставок релейной защиты и автоматики

Журнал распоряжений

Журнал срочных предписаний Госинспекции по эксплуатации (инженер по эксплуатации)

Ответственный дежурный по ДЭС

То же и оперативная исполнительная схема основных трубопроводов

Журнал заявок диспетчеру на вывод из работы оборудования, находящегося в ведении диспетчера

Журнал заявок старшему мастеру (гл. инженеру) на вывод из работы оборудования, не находящегося в ведении диспетчера

Журнал технологических защит и автоматики

Журнал учета работы по нарядам и распоряжениям

Журнал дефектов и неполадок с оборудованием


В зависимости от местных условий объем оперативной документации может быть уточнен.

Развернуть ▼


Документ отменен.
Взамен см . .
Обязательны для дизельных электростанций Минтопэнерго РФ, проектных, конструкторских, строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих работы применительно к этим ДЭС
Разработчики: НИПИКТИ “Сельэнергопроект”, Северные электрические сети ПОЭиЭ “Якутскэнерго”, АО “Элвис” под руководством Куроптева С.Т. и Саввинова Ю.Н.
Редакционная комиссия: председатель - Нужин В.П., члены комиссии - Мудров В. П., Голоднов Ю. М к.т.н. Беляев В.И„ Шатров В.В., Заславский Б.Э. Харчев В. В., Ханас В. М., Канаев Е. В. Прошутинский А. М.
Введение

"Правила технической эксплуатации дизельных электростанций" определяют порядок организации эксплуатации оборудования, теплотехнических и кабельных коммуникаций дизельных электростанций (ДЭС).
Правила распространяются на принадлежащие Минтопэнерго РФ стационарные ДЭС мощностью 500 кВт и выше.
Правила не распространяются на резервные и передвижные ДЭС.
Необходимость разработки настоящих Правил возникла в связи с тем, что вышедшие в 1989 г. не распространяются на дизельные электростанции.
Однако учитывая, что многие положения указанных Правил применимы для ДЭС, для удобства пользования документом некоторые положения ПТЭ электрических станций и сетей повторены в настоящих Правилах.
Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергетических установок в настоящих Правилах изложены очень кратко, поскольку они рассматриваются в действующих НТД. В их число входят:
- "Нормы технологического проектирования дизельных электростанций. НТПД-90";
- ;
- ;
- Строительные нормы и правила (СНиП);
- Государственные стандарты СССР;
- "Методические указания по объему технологических измерений, сигнализации и автоматического регулирования на тепловых электростанциях. РД 34.35.101-88".
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Организация эксплуатации
1.1. Задачи и организационная структура
1.2. Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений
1.3. Подготовка персонала
1.4. Контроль за эффективностью работы ДЭС
1.5. Технический надзор. Контроль за организацией эксплуатации
1.6. Техническое обслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция
1.7. Техническая документация
1.8. Метрологическое обеспечение
1.9. Техника безопасности
1.10. Пожарная безопасность
1.11. Природоохранные требования
1.12. Ответственность за выполнение правил технической эксплуатации
2. Территория, производственные здания и сооружения
2.1. Территория
2.2. Производственные здания и сооружения
3. Тепломеханическое оборудование
3.1. Топливное хозяйство
3.2. Масляное хозяйство
3.3.Энергетические масла
3.4. Во доснабжение
3.5. Тру бопроводы и арматура
3.6. Дизельный двигатель
3.7. Технологические защиты дизель - генератора
4. Электрическое оборудование ДЭС
4.1. Генераторы
4.2.Эле ктро двигате ли
4.3. Силовые трансформаторы
4.4. Распределительные устройства
4.5. Силовые кабельные линии
4.6. Освещение
4.7. Релейная защита и электроавтоматика
4.8. АЧР (автоматическая частотная разгрузка)
4.9.3аземляющие устройства
4.10.Защита от перенапряжений
5. Опебративное управление ДЭС
5.1. Организация управления
5.2. Планирование режима работы
5.3. Управление режимом работы
5.4. Управление оборудованием
5.5. Предупреждение и ликвидация аварий
5.6. Требования к оперативным сжмам
5.7. Оперативный персонал
5.8. Переключения в электрических установках.
5.9. Эксплуатация средств диспетчерско-технологического управления (СДТУ), сигнализации и связи
6. Утилизация тепла